Проповедь в Неделю 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении в храме Иверской иконы Божией Матери, поселок Самодед (Плесецкое благочиние).
Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с воскресным днем, попразднством Богоявления и Собором Иоанна Предтечи.
Христос приходит на реку Иордан и Иоанн – больший из пророков — Духом Святым узнает, что это — Агнец Божий, у Которого он даже не достоин развязать ремень на обуви. Иоанн Предтеча считает себя недостойным крестить Спасителя мира.
Все люди, которые приходили к Иоанну креститься, каялись в грехах и погружались в воды реки Иордан потому что «приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Но Сын Божий не имеет в себе никакого греха. И только после слов Христа о том, что «тако надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3:15) Иоанн Предтеча погружает Господа в воды реки.
И в этот момент впервые в новозаветной истории Бог – Пресвятая Троица – являет себя миру: Сын Божий крестится в иорданских водах, Дух Святый снисходит в виде голубя, а голос Бога Отца говорит: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». Поэтому праздник имеет два названия «Крещение Господне» и «святое Богоявление» в память о явлении Пресвятой Троицы миру.
Второе чудо, которое мы обязательно должны вспоминать в этот день – это таинство Крещения. То самое, благодаря которому мы дорогие отцы, братья и сестры, вошли в Церковь, родились в ней.
Когда мы рождаемся в мир, мы выходим из утробы матери, а вот когда рождаемся в таинстве Крещения, мы, наоборот, в входим в нашу Мать-Церковь.
Все мы, крещеные люди, – составляем Церковь — Тело Христово.
Более того, эту Церковь мы с вами не только созидаем, но еще в нее и верим – так же, как верим во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, так же, как мы верим в Иисуса Христа Сына Божия, так же, как и в Духа Святого. Так мы верим во единую святую соборную и апостольскую Церковь.
Представляете, в каком таинстве каждый из нас в свое время участвовал, когда принимал таинство Крещения? Через это таинство мы пришли в Церковь и созидаем ее самими собой.
Ну и третье чудо, о котором нельзя не вспомнить в этот праздник — это Великое освящение воды, когда по молитвам Церкви изменяется «водное естество». Само вещество воды меняется от наития на нее Святого Духа.
Посмотрите: Господь освящает воду: то, с чем непосредственно связана наша жизнь: и мы сами, и все, что вокруг нас, водою питается, водою живет, получает от нее жизнь. Вот такой праздник мы с вами сегодня празднуем и вспоминаем.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране не просто было исповедовать веру Христову. И, если у верующих людей не было возможности пойти в Крещение в храм на службу (потому что и храмов-то не было, как например, в Самодеде), и наши отцы и деды с верой погружались в водные источники и по вере своей получали благодатное воздействие.
Но сейчас есть и священники, и храмы. И омовение в крещенских водах как благочестивая традиция пусть напоминает каждому из нас о нашем личном крещении – троекратном погружении в купель. Но будем помнить о том, что это омовение не может заменить нам таинства церковные: исповедь, в которой мы получаем о Бога оставление грехов и Причастие Святых Христовых Таин, в котором мы соединяемся со Христом, приобщаемся Его вечной жизни.
День Крещения Господня – хороший повод вспомнить о тех обетах, которые мы лично, или наши крестные – за нас — принесли в таинстве Крещения.
А если мы вошли в Церковь через таинство Крещения и сами собой Церковь составляем, то подумаем еще и над тем, насколько здоровы, насколько плодотворны клетки церковного организма – того Тела Христова, которое я лично составляю? Пусть каждый из нас задумается над этим.
И пусть освященные воды вместе с благодатию Святого Духа очистят нас, омоют и направят нас к жизни вечной.