Епископ Александр: «За справедливостью мы не видим любви»

Проповедь в неделю о блудном сыне в храме святого Архистратига Михаила в Мирном:

На протяжении четырех недель святая Церковь, как заботливая мать, готовит нас к поприщу Великого поста. В прошлое воскресенье, вспоминая притчу о мытаре и фарисее, мы учились правильной молитве. А в это воскресенье притча о блудном сыне учит нас покаянию.

 Наверняка вы знаете эту притчу, потому что каждый год мы вспоминаем о любящем отце, у которого было два сына: старший и младший. Младший сын потребовал у отца свою долю имения. Получив наследство при живом отце, он начинает тратить богатство так, как считает нужным.  И все ему кажется правильным: и то, что он требует свою долю, и то, как он ее тратит.

Не случайно, что рассказ о блудном сыне в Евангелии излагается в форме притчи:  его содержание во все времена будет актуальным. Мы встречаемся с такими примерами в жизни, но еще чаще сами по отношению к Небесному Отцу становимся такими блудными сыновьями.

И дети наши хотят жить так же, да и человечество в большинстве  своем так поступает.

Человечество наследует от Бога богатства. Причем самое дорогое, что мы можем  получить: воду, воздух, природные богатства —  все это мы получаем от Бога бесплатно, даром. 

Для того, чтобы тратить эти богатства как блудный сын, не обязательно блудить физически: достаточно не быть благодарным Богу, не БЛАГО-творить.

На что мы тратим дары, которые получаем от Бога? На увеличение прибылей. Бесконечное увеличение. И нам кажется, что нам всего не хватает: было бы больше — было бы лучше. Но куда же еще больше?

Но человечеству кажется, что этого мало и БЛАГО-творить пока не из чего: «Вот когда у меня будут деньги не только их карманов вываливаться, а из домов или грузовиков, тогда я, может быть «поблаготворю», чего-нибудь пожертвую. А пока мне самому мало».

 На что мы обычно тратим  богатство? На то, чтобы приукрашать себя — «что-то представлять из себя». И если раньше было такое понятие как «одеться», то теперь  важнее раздеться. Все это – тоже блуд, потому что нацелен на наше развращение.

Блудный сын все потратил на развлечения, на минутные удовольствия. Ему казалось, что в тот момент он все делал правильно, и его окружали  только друзья, и все было очень весело, комфортно, замечательно –  то, к чему в большинстве своем человечество стремится.

 Но очень быстро у блудного сына закончились те дары, которые он взял от отца: друзья отвернулись, холодильник опустел,  кушать нечего – а хочется. Пошел устраиваться на работу, а ничего делать не умеет. Или единственный вариант самой грязной работы: иди, паси свиней – тех животных, которые в Израиле считались нечистыми.

 Блудный сын мечтал питаться теми рожками, той «свинячей» пищей, которой ему не давали. И тогда – интересное выражение находим мы у евангелиста Луки – «он пришел в себя». То есть до этого он  был вне себя. От радости, от удовольствий, от денег, которые дал ему в наследство отец.

А теперь, попостившись, он пришел в себя и подумал: «недостоин я даже сыном называться у своего отца, но так как наемные работники в доме отца моего питаются лучше, чем я сейчас, то я приду, покаюсь, скажу: «Отче, недостоин я называться твоим сыном, прости меня. Согрешил я на небо и пред тобою, прими меня не как сына, но как наемника».

Какое покаяние!

Блудный сын идет к отцу и что же мы видим: он начинает заготовленную покаянную речь, а отец уже бежит навстречу, прерывает его, обнимает, не дает договорить…

 Какая любовь!  Такая, как у нашего Небесного Отца.

 Эта притча – и образ нашей исповеди, нашего покаяния. Мы приходим к священнику, начинаем рассказывать подробности своей грешной жизни, а Господь нас уже ждет, встречает.

 Священник, принимающий нашу исповедь, горит готовностью прочитать разрешительную молитву. И ангелы на небесах радуются кающемся грешнике. Но только при условии, что мы каемся, готовы измениться, а не просто «констатируем факт своей греховности».

Если мы действительно хотим измениться, будем помнить эту притчу

Но вспомним и второго сына из притчи, который хотел справедливости и роптал на своего отца. «Ну как же так, — говорил он отцу, —  я все время с тобой, я исполняю все, что ты мне заповедовал, а ты мне даже козленка не дал, чтобы я мог попировать с друзьями. А вот этот… который все просадил — твой младший сын, все твое добро растратил. И он приходит, и ты ему такой праздник устраиваешь… это несправедливо!

И сердечко наше согласно в ответ екает: действительно, это несправедливо! Почему так? А потому, что природа наша так же повреждена, как у старшего сына.

Мы за справедливостью любви не видим.

А святые отцы нам говорят, что там, где есть справедливость, места нет любви.

 И как несправедливо, но по любви относились к нам в детстве наши родители, как мы сами не по справедливости, а по любви относимся к своим детям и к тем, кого мы любим? Мы им все прощаем, потому что любовь не ищет своего, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. (1 кор. 13: 4-8).

 Когда мы с искренним покаянием и желанием исправиться приходим к Богу, то получаем искреннее прощение. На небе ликуют ангелы, Господь радуется, священник радуется в храме, ангел-хранитель и тот святой, в честь которого мы названы, радуются. Все они радуются тому, что мы изъявили готовность исправиться, хотя еще не исправились.

 Пусть эта притча послужит нам, дорогие  отцы, братья и сестры, к верному пониманию любви Бога к роду человеческому, к верному пониманию справедливости: что не она – справедливость — а любовь возглавляет нашу жизнь.

И не стоит искать справедливость в отношении других к себе. А то для нас справедливость – это вектор, направленный от всех к нам, чтобы все были справедливы по отношению ко мне. А я сам ?

А я сам и так хорош – не то, что другие. Как говорил Феофан Затворник, «сам дрянь-дрянью, а все твердит: несмь,  якоже прочии человецы». А надо думать о себе так, как святитель Иоанн Златоуст: «Господь пришел спасти грешников, первый из которых – я сам».

 Пусть эта притча настроит нашу душу на правильное покаяние. На правильное ощущение себя и постановку себя в этом мире относительно других –  а, значит, Церкви; относительно Бога.

И пусть  грядущий Великий пост  станет для нас спасительным путем, который приведет нас к Богу и к Его вечному Царству. Аминь

Фото: Александр Данькин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *