Память сердца 

2020 год объявлен Годом Памяти и славы. Размещаем рассказ о Заслуженном учителе Российской Федерации — Софии Фёдоровне Козыревой. В годы войны она была ребенком.

Родилась София Федоровна 8 ноября 1930 года в Кировской области в семье агронома. Папа работал председателем поселкового Совета. Умер до войны в 1936 году. Мама осталась одна с двумя детьми. Вот что она рассказала о себе:

«Шел июнь сорок первого года. Начались каникулы. Днём работали на прополке, потом бежали на речку. 
22 июня деревня, как всегда встала рано: петухи пропели, взрослые стали собираться на работу. Я проснулась от какого – то шума: люди куда — то бегут, оказалось, к сельсовету. 

И мы побежали туда, а люди уже навстречу: «Война!» У конторы висел единственный репродуктор, говорил голос Левитана: «Без объявления войны…вероломное нападение…» Вышел председатель сельского совета, сказал, что всем мужчинам надо собираться. Мужчины собрались, и единственная колхозная машина увезла их, некоторые вернулись, некоторых увезли в область, кто – то не вернулся уже никогда… 

На следующий день в деревне поселилась тишина: не лаяли собака, не пели петухи — почти неделю. Взрослые тихо, молча , ходили на работу, ведь нужно было думать об урожае. А мы как — то сразу стали взрослыми. Все лето работали на прополке, поливе, уборке льна. 1 сентября пошли в школу. Нам сказали, что занятий пока не будет, надо помочь убрать урожай… 

Учиться мы начали только 1 ноября. В школу ходили со всей округи, порой за шесть километров от своих деревень, но занятий почти не пропускали. В школе печное отопление, электричества нет, одна керосиновая лампа, но и керосин нужно было экономить. Керосин, спички, мыло и соль были самыми дорогими в годы войны. С тетрадями было очень плохо, в первый год войны они ещё были, но потом приходилось писать на старых газетах. Да и газет было мало – одна приходила на сельсовет. Выручали грифельные доски: у каждого ученика на уроке дощечка, грифель, тряпочка, решит задачу – учитель проверит, можно стирать и писать дальше. 
Очень берегли мы эти дощечки, старались писать аккуратно, чтоб не поцарапать. 

Друг к другу мы относились хорошо, никогда не ругались. Приходили по утрам в школу, еще темно, сдвигали парты поближе к топящейся печке, рассказывали все новости, помогали друг другу. 

В первый год войны у нас был хлеб, но всё нужно было отдавать фронту. С каждым днём становилось трудней. Нельзя было собирать в поле колоски, рвать головки клевера – только в лесу на опушке. Собирали и сушили на зиму щавель, верхушки хвоща. 

С третьего года войны хлеба не видели, только жмых да трава. 
В школе на большой перемене нас кормили, давал кашу, мы все ждали эту перемену. 

Трудились наравне со взрослыми. Сеяли лён. Убирать его – труд тяжкий. У меня есть кольца, но я их не ношу (София Фёдоровна показала свои руки), так как убирать приходилось вручную: рвали лён – пальцы в кровь. До сих пор раны остались на руках… 

За количество связанных снопиков ставили трудодни. 

Всегда хотелось хлеба. Мне запомнилось, когда был убран урожай и смолото зерно, для нас, детей, испекли каравай хлеба. По ломтю давали каждому. За долгую свою жизнь я перепробовала много всего вкусного, но вкусней этого хлеба нет для меня и сейчас. 

В большую перемену бегали к репродуктору, чтобы послушать новости и рассказать дома. В первое время были только печальные новости, со временем мы уже слышали о том, какие города были отбиты у врага. Становилось радостнее. Сомнения в том, что победим, уже не было ни у кого. 

А похоронки все шли и шли… Это было наше общее горе. 

Приближались каникулы, до конца учебы осталось полторы недели, но доучиться не пришлось, только выпускной 7 класс оставили, остальных отпустили. Нам объяснили, что скоро привезут детей из блокадного Ленинграда и размесят в школе. Попросили обойти деревни, не даст ли кто молока для этих ослабленных голодом детей. Мы пошли с бидончиками по деревням – никто не отказывал, сельчане давали кто что смог. 

И вот пришла машина, откинули бортик, а там, на носилках лежат дети, не в силах подняться. Их стали спускать на носилках с машины и заносить в школу. Они были такие маленькие, легкие, мы на руках заносили их на второй этаж. Кормили их с ложечки, понемногу. Нам строго настрого запретили давать им еду, так как для их истощенных организмов это было очень вредно. 

Все лето мы работали, а когда наступила осень, и мы увидели этих детей, даже и не узнали, многие были старше нас. Позднее, когда школа праздновала юбилей, они приехали и благодарили, что остались живы». 

«В моей памяти отчетливо, по минутам особенно запомнилось два дня: начало войны и Победа», — продолжила София Фёдоровна. 

«9 мая в школу мы пришли кто в чём: парни в лаптях, девушки в тапочках из льна, подошвы промазаны еловой смолой для прочности. Нас всех позвали в актовый зал. Заходим, а на столе – маленькие красные флажки. Мы поняли: закончилась война! И нам действительно это объявили. Это была такая радость! Прыгали, кричали, веселились. Нас отправили на поля, чтобы сообщить тем, кто там работал. И мы побежали. Мне было в то время 15 лет. Дали флажок и послали в самую дальнюю бригаду, которая находилась за три километра от нас. Я бежала босиком, не останавливаясь, свои рваные туфли держала в руках. Бегу, машу флажком: люди меня увидели, поняли, и мне навстречу. Схватили, меня, качают, подбрасывают, благодарят, что такую весть принесла! Радости границ не было. Но никто с поля не ушел». 

На вопрос о том, был ли кто – то из её родных на войне, София Фёдоровна ответила: «Мамины двоюродные братья. Оба служили на границе. Один погиб в первый же день войны, второй попал в плен в первый день войны. Позже был освобождён. Родной брат мамы воевал, работал в разведке, дослужился до генерала — полковника. Жил в Риге. 
На войне был и мой родной старший брат (старше на три года). Во время войны, после освобождения Крыма, разминировал Черное море. После войны жил в Удмуртии. К сожалению, недавно умер…». 

В 1948 году София Фёдоровна окончила Куменскую среднюю школу. 
Решила, что будет педагогом. 

После окончания школы с двоюродной сестрой, собрав нехитрые вещи в деревянный чемодан, пошли пешком за 35 километров сдавать вступительные экзамены в пединститут. Через три недели прислали вызов на учебу. Но нам сказали, что стипендию платить не будут, а это значило, что учиться не сможем. 

Учителей в школах не хватало, им посоветовали идти работать. «Так я вернулась в родную школу в качестве учителя физики. Парни, были немного младше меня… До сих пор помню свой первый урок. Себя не помнила от страха. Но ученики все поняли, что я объясняла. На след год мне дали первый класс. Такие они маленькие были, хорошие. Я учила их писать, считать» — сказала гостья. 

Поступила и окончила в 1954 году Кировский государственный педагогический институт. В Архангельскую область приехала по распределению с супругом. С 1955 года работала учителем биологии и географии Конёвской средней школы. С 1961 была назначена заместителем директора Архангельской восьмилетней школы Приозерного района. Затем 35 лет проработала в плесецкой средней школе. 

София Фёдоровна учила детей быть активными в жизни, и была общественной активисткой сама. Активная жизненная позиция находила выход в общественной работе. С.Ф. Козырева возглавляла районное методическое объединение учителей биологии, руководила работой юннатов, цветоводов, пришкольным участком – одним из лучших в районе. За успехи в организации работы первичной организации Всесоюзного общества охраны природы (ВООП) была награждена малой медалью ВООП. Избиралась депутатом Плесецкого поселкового Совета, председателем профкома школы. 
В 1996 году была удостоена премии Сороса. Это почетная награда лишний раз подтвердила, что звания «Учитель – методист», «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР» присуждались только по – настоящему талантливым учителям. 

София Фёдоровна, проработала в школе более 45 лет! Она — педагог от Бога. 

Собираясь к нам на встречу, она впервые надела значки: «Залуженный учитель РСФСР» и «Отличник народного просвещения». 

С.Ф.Козырева всегда была, есть и остается примером для своих учеников. Такого красивого кабинета наверно не было ни у кого: он был весь в цветах! 

София Фёдоровна всегда пользовалась заслуженным авторитетом у учеников. Все отмечают что не знать её предмет было просто невозможно. На уроках всегда была идеальная тишина. На вопрос: «В чём секрет?» — она ответила : «Я просто всегда очень любила свою профессию и старалась дать школьникам все свои знания». 

На каждой встрече, Заслуженный учитель всегда говорит о том, что мы никогда не должны забывать о том, какой ценой далась нашему народу Победа, а также о том, что мы должны хранить и передавать эту память из поколение в поколение. 

Светлана Кустова 

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *