Оказавшись в храме в субботу вечером, можно услышать возглас священника: «Слава тебе, показавшему нам свет!», а затем призыв исполнить утреннюю молитву. Для человека, мало знакомого с богослужением, это может показаться нелогичным, ведь, в самом деле, на улице смеркается – о какой утренней молитве может идти речь?
Для понимания ситуации важно вспомнить, что в церкви существует суточный богослужебный круг – совокупность служб, совершаемых в течение суток. Они неизменны и составляют основание общественного богослужения. Богослyжебный день начинается с вечера и включает: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, а также часы и Божественную литургию.
Здесь уместно сделать небольшой экскурс в историю церкви. Как известно, православное богослужение пришло на Русь из Византии, и вечернее богослужение было очень продолжительным: начавшись вечером, оно продолжалось всю ночь и заканчивалось утром.
Однако важно помнить, что в византийской традиции понятие «вечер» – время суток от полудня до заката солнца, а вовсе не начало ночи, а «утро»– начинается приблизительно от второй половины ночи и заканчивается на восходе солнца. Таким образом, точное исполнение утрени предполагало бодрствование до рассвета, поэтому её смысл заключался в благодарении Бога за прошедшую ночь и просьбе о благословении начинающегося дня.
Первоначально длительность всенощного бдения составляла двенадцать часов, со временем в приходских храмах оно сократилось до двух – трёх часов. Вызвано это было, прежде всего, тем, что прихожанам было не под силу встраивать столь продолжительные службы в ритм мирской жизни. Однако и теперь бдение по-прежнему совершается вечером, а потому и утреня присоединена к нему. Исключение составляют праздничные пасхальные и рождественские службы, когда всенощная служится ночью.
На фото: всенощное бдение в Свято-Иоанновском храме в Березнике. Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Димитрий Гордиенко.