Год культурного наследия народов России хороший повод для того, чтобы рассказать о мастерах и мастерицах, которые сохраняют и популяризируют ремесло нашего народа и являются носителями традиций. Таких людей в нашем крае живёт немало.
Сегодня мы расскажем читателям про Надежду Николаевну Смирнову, рукодельницу из Плесецка.
Лоскутные одеяла, сумки, сумочки, косметички, цветы, прихватки — далеко не полный список изделий, которые она шьёт.
Полёт фантазии, креативное мышление и стремление создать что-то новое — именно такими качествами обладает мастерица. Все её работы смело можно назвать шедеврами.
«Начиная с самого раннего возраста, видела, как шьёт моя мама. У меня всегда были красивые наряды. Да и сама начала шить очень рано. Сначала одежду для кукол. Уже к 18 годам шила себе платья и вязала кофты. Потом был небольшой перерыв: учёба, работа. Вышла замуж, появились дети. Годы были трудные. Стала шить своим ребятам костюмчики, шортики, рубашки, даже умудрялась из трёх чулок колготки новые. Вязала курточки, пальто и шапки. Яркие новогодние костюмы детей никого не оставляли равнодушным. Мужу и братьям шила брюки и куртки. Словом, обшивала всех. Много идей хороших можно было почерпнуть для пошива одежды в журнале «Бурда моден».
Сначала работала на маминой ножной машинке «Зингер». Спустя время приобрела «Подольск», — начала рассказ Надежда Николаевна.
В начале 90-х вместе с подругой Татьяной Ивановной Всеволодовой Надежда Николаевна Смирнова решила сходить на курсы кройки и шитья к Татьяне Евгеньевне Макаренко. Шли и сомневались — надо ли им это? Ведь шить-то, как они считали, — умеют. Оказалось, не зря. Успели попасть в последний поток. После их группы занятий больше не было, так как педагог переехала на другое место жительства. Татьяна Евгеньевна научила женщин всем тонкостям работы швеи-белошвейки. Освоив ремесло, научились шить так, что вещи смотрелись, будто куплены в модном бутике.
Надежда Николаевна и Татьяна Ивановна всю жизнь проработали в УКВ радиостанций, в простонародье — на телевышке. Выйдя на пенсию, они стали заниматься своим любимым делом. Сначала подруга-единомышленница записалась на двухгодичные онлайн-курсы школы стёжки у Любови Лежаниной, потом к ней присоединилась и Н.Н. Смирнова.
«Времени часто не хватало, нянчилась с внуками», — сказала рукодельница.
Обучающий курс длился два года. В течение всего этого времени они шили, их работы оценивали специалисты, давали рекомендации. Женщины ежедневно оттачивали своё мастерство. Да и разве могло быть иначе? Девиз руководителя их учёбы был: «Ни дня без строчки!».
Освоив машинную стёжку, обе были очарованы лоскутным шитьём. Именно тогда Надежда Николаевна решила из остатков старых, но добротных вещей сшить лоскутное одеяло. Окончила ещё и аспирантуру по курсу стёжки.
Стали активно общаться через интернет с единомышленниками, учиться на мастер-классах.
Изделия мастериц никого не оставляют равнодушным. Уже в 2012 году они получили в интернете отзыв от финских женщин: «Когда смотрели ваши работы, в душе звучала музыка!».
За внешней красотой работ стоит скрупулёзный труд. Шедевры рождаются непросто. Сначала надо придумать узор, нарисовать его на бумаге, продумав каждую линию. Затем специальным карандашом, след от которого в течение сорока восьми часов переносится на ткань, тщательно подбираются лоскутки по цвету. Для каждого этапа работы необходимы специальные приспособления — раскройный мат, нож для кроя, прозрачные линейки разных размеров, специальная лапка для стёжки.
Мало аккуратно соединить всё в мозаичную картину, необходимо ещё и простегать. Существует целый ряд разновидностей, вплоть до каллиграфии — надписи, выполненной иглой швейной машинки.
Работ стало больше, стали появляться заказы из разных городов.
Уже в 2010 году в проекте «Рыба-рыбки», который проходил в Мурманске, за панно «Золотая рыбка» Надежда Николаевна получила диплом в номинации «Самая лучшая стёжка».
Вот лишь несколько мероприятий, в которых она приняла участие: в конкурсе «Нетрадиционные ткани», который проходил в Гатчине, арт-проекте «Ностальгия», фестивале «Традиция» и «Покрывало — моя дорогая гжель» в Санкт-Петербурге, «Лоскутная мозаика России» в Иваново, в выставке «В глубинке по старинке» (г. Балашиха), «Ремесло за плечами не виснет» (г.Архангельск).
Надежда Николаевна является участницей международных проектов «Минское полотно-покров» и «Конёк-горбунок». Последний был организован к 200-летию П.П. Ершова и проходил в Ишиме Тюменской области, на малой родине писателя.
Н.Н. Смирнова приняла участие в грандиозном международном виртуальном проекте «Вне времени. Квилт Джейн Эйр». Неоднократно принимала участие в Маргаритинской, Успенской ярмарках и ярмарке «Рождественские встречи» в Мирном. Специально для ярмарок были сшиты традиционный костюм и головной убор.
В копилке мастерицы много дипломов, сертификатов и поощрений. В 2016 году стала победительницей конкурса в номинации «Современное изделие в народном стиле» на ярмарке «Иваново подворье». В этом же году была признана женщиной года в номинации «Мастерица-рукодельница».
«Была в разных городах, а вот на Покровскую ярмарку в Конево ещё не ездила. Хотелось бы там побывать», — поделилась мастерица небольшой мечтой.
Несколько лет назад умерла Татьяна Ивановна Всеволодова. Надежда Николаевна тяжело пережила смерть близкой подруги. Постепенно снова, в свободное от житейских забот и хлопот время, стала заниматься своим любимым увлечением.
«Работаю на двух швейных машинках: «Джаноме» и «Бернина», — рассказала мастерица.
В период пандемии желание творить не покинуло рукодельницу. Стала принимать участие в дистанционных мероприятиях. В онлайн-конкурсе «Вторая жизнь вещей», проходившем в Архангельске в 2021 году, её работа — джинсовая сумочка — была оценена по достоинству, заняв первое место.
Надежда Николаевна считает своё увлечение светлым и позитивным и желает каждому находить время для своего любимого занятия.
Светлана Кустова.
Фото автора и из архива Н. Смирновой.
https://vk.com/ples_nov