ЧУДЕСНЫЙ МИР МОЗАИКИ.

                В начале года информационно — методический библиотечный центр Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования» объявил региональный заочный конкурс «Вселенная Ломоносова», посвященный Году науки и технологий, и в связи с 310 – летием великого ученого – Михаила Васильевича Ломоносова.

Задания были представлены в четырех номинациях: «Принадлежу своему Отечеству» (представить разработку уроков или внеклассных мероприятий, посвящённых М.В. Ломоносову); «Примеры славных дел» (работы, выполненные в онлайн – сервисах (ментальные карты, лента времени, интерактивный плакат и т.д.), раскрывающие основные моменты жизни и деятельности М.В. Ломоносова). В номинации «Чудесный мир мозаики» участники конкурса должны были представить работы, выполненные в стиле мозаики с использованием различных материалов. В номинации «Универсальный гений России» необходимо было записать видеоролик: прочесть произведение М.В. Ломоносова или рассказать об открытиях великого учёного в науке. В адрес жюри поступило 523 работы.

В конкурсе приняла участие и С.Н. Кустова из Плесецка, в номинации «Чудесный мир мозаики». После подведения итогов, был получен сертификат за участие, но жюри отметило эту работу, поблагодарив за труд. На конкурс, кроме основной работы, были представлены разработка викторины по данной теме и снятое видео, в котором Светлана Николаевна рассказала про историю возникновения мозаики, показала коллекцию всех своих работ.

Вот что сказала сама конкурсантка: «Если говорить об итогах, то в этой номинации победителями стали дети. Вообще в жюри работать непросто: надо оценивать, быть объективными. Мне приходилось быть на мероприятиях, где взрослые выступали в номинациях, в которых принимали участие подростки, в итоге, взрослым присуждались призовые места. Я всегда была на стороне детей. Считаю, что в данном случае жюри поступило правильно. У детей должен быть стимул, возможно, их работы в несколько раз превосходили мои. Я получила удовольствие от самой подготовки работы в конкурсе. Представила все, что у меня было по этой теме, так как десять лет назад было много мероприятий проведено к 300 — летию М.В. Ломоносова. Отправила видео и статьи, написанные мной про потомка Михаила Васильевича – Галину Александровну Тихонову. Был разработан тест, выполненный в онлайн – сервисе по теме мозаика.

Можно конечно было просто отправить по почте работу… Но, участвуя в конкурсе, появляется возможность открыть для себя что – то новое. Изучила много материалов, познакомилась с историей стекла, мозаики, мозаичных смальт. Это очень интересно.

Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. Самые ранние мозаики датируются началом V века н.э.

На Руси смальта появилась в XI веке — с началом строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же.

Смальта по сути — это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей. При изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не истирается и не выцветает.

Начиная с XIII века храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков.
Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова, которому принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России.

В настоящее время мозаика в России получила развитие и выполняется не только из стекла и смальты. Нашла она широкое распространение и у рукодельниц. Творческие работы выполняют из таких материалов как лоскутки, яичная скорлупа, пластилин, бисер, галька, спички, кусочки цветных бумаг и пряжи.

Первые мои работы были вышиты бисером, их не очень много. Остальные из алмазной мозаики. Это техника более удобна, так как не требует использования ниток и иголок. Отличается простотой схем и самой технологией работы. При этом прекрасно развивает терпение, мастерство, позволяет создавать красочные мозаичные панно на полотне.

Яркость картины достигается тем, что используемые декоративные элементы подвергают алмазной огранке. Это и дало название самой технике вышивки. Изюминка стиля – в правильном подборе материалов для картины, которые создают незабываемое сочетание ярких красок, игры бликов.

На конкурс была представлена работа, выполненная в технике алмазная вышивка – икона «Спас Нерукотворный». В моей коллекции 22 работы, но ни одной нет в наличии – я их дарю. Дарю тем, кому дорог и памятен будет мой подарок. В видео были показаны фотографии моих работ и оригинал конкурсной работы, которая находится сейчас в институте АО ИОО на проспекте Ломоносова.

Интересный факт: «Нерукотворный Спас» — первая пробная работа М.В. Ломоносова, выложенная из мозаики. Образ Спасителя был собственноручно сложен Михаилом Васильевичем в 1753 году «в начинание опытов мозаичного художества» и стал первым шагом в деле возрождения этого искусства в России. Мозаика была выполнена по заказу графини М.Е. Шуваловой, статс – дамы, и ближайшей подруги императрицы Елизаветы Петровны.

В письме к П.И. Шувалову от 10 мая 1753 года Ломоносов писал об образе Спаса, «который хотя, нарочитые недостатки имеет, однако для новости дела и для малости изображения уповаю, некоторое мне извинение приобрести может, а особливо ежели в удобном месте поставлен будет…». Образ был рассчитан «на освещение свечами и лампадами и на восприятие с известного расстояния», что должно было сгладить простоту его исполнения. Позднее икона была передана Николаевскому Малицкому монастырю, пользовавшемуся особым покровительством Шуваловых.

Ломоносов проделал в общей сложности около четырех тысяч опытов, и наконец, добился своего: открыл способ получения смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков.
В 1754г. недалеко от Петербурга, в Усть — Рудице, была построена стекольная фабрика. По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для варки цветного стекла, для отжига готовых изделий, для оплавки бисера.

Он не только сам отлично справлялся с этой работой, но и набрал себе учеников, которых обучал мозаичному делу.

Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. «Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют прочность и качество, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне». Время подтвердило правоту слов учёного.

Михаил Васильевич мечтал о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие Родины, подвиги и исторические деяния русского народа.

За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней было создано 40 картин из мозаики, из которых до нашего времени сохранились только 23. Работы хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Мозаичные картины, выполненные в мастерской великого ученого, стали яркой страницей в истории русского искусства».

Записала Наталья Брайман

Фото нескольких работ из архива С.Н. Кустовой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *