«Добровольно приняв призыв Божий, Пречистая Дева отвечает: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу Твоему». С этих слов начинается наше спасение. Это ответ Пречистой Богородицы не только за себя, но и за все человечество.
Матерь Божия берет на себя это послушание, показывая тем самым пример смирения и послушания Богу.
Сегодня мы слышали в Евангелии от Луки — Архангел Гавриил, явился Пресвятой Богородице и приветствовал Её словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1:28).
Богородица смутилась от слов Ангела, потому что дала Богу обет девства и размышляла, что бы значило это приветствие. Она уже была обручена праведному Иосифу.
Господь благословляет родить деве, при этом уже обрученной с мужчиной. В этом, как говорит нам святоотеческое предание, был промысел Божий о том, чтобы сохранить до времени от лукавого, знания — кто же будет Той девой, которая воспримет во чреве, ответит на призыв Божий и родит Спасителя.
Дорогие отцы, братья и сестры, лукавый не всё знает, и, будучи таким же сотворенным, как и другие ангелы, как и всё, что сотворил Господь, он имеет свое место и время во вселенной. Он не всеведущий, не всезнающий. Он такая же тварь, и такое же творение, как и все остальное, поэтому можно сокрыть от его знаний, то, что действительно скрывается и находится в тайне.
Этот момент подвигает нас к мысли о том, что наши действия, поступки и слова слышны духам злобы поднебесной. Если мы будем поменьше говорить, совершать плохие и неприглядные поступки, которые неприятны нам самим, то и духи злобы, которые только и жаждут того, чтобы уловить или подвигнуть нас в каком — либо грехе, будут меньше знать.
Отсюда и старинная русская пословица: «Слово – серебро, молчание – золото».
Будем внимательно следить за тем, что мы говорим, делаем, дабы оставлять наши чаяния в неведении от духов злобы поднебесной.
А далее Пречистая Дева задает Ангелу вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Она дала обет хранить девство, а между тем Ангел говорит, что у Неё будет Сын. Каким же это образом, размышляла Она, что и обет девства будет сохранен, и Сын родится?
Архангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя». Великая тайна, которая является догматом христианства и православия: непорочное зачатие, без мужского семени, наитием Святаго Духа.
Сверхъестественнное чудо, когда зачинается во чреве Девы, остающейся девой и до рождества, и в рождестве, и после рождества. Это великое чудо непостижимое до конца человеческим разумом, превосходит природу Божию, но не превосходит силы Творца, который создал весь этот мир. В Его власти все законы, по которым живет Вселенная, и Он может как Творец этих законов их же и преодолеть.
Один из святителей и святых отцов русской православной церкви сравнивает это сверхъестественное зачатие и рождение Спасителя нашего от Приснодевы Марии с таинством Евхаристии, когда предлагаемое нам: обычный хлеб и вино, претворяются в тело и кровь Христовы.
Как человек, который питается от материнского молока, так и всё человечество питается телом и кровью Спасителя всего мира, которого родила Пресвятая Владычица Богородица.
Мы с вами, дорогие, каждую Божественную литургию причащаемся и питаемся духовной пищей: самого тела и крови Христовых, который и рожден был сверхъестественным образом.
Поздравляю всех причастников, желаю через принятие Святых Христовых Таин стать наследниками Царства Божьего. Быть дерзновенными молитвенниками, испрашивающими ходатайства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Научиться и нам, вслед за Ней отвечать на призыв Божий: «Се, раба Господня (или раб Божий); да будет Мне по глаголу Твоему».
Великим смирением Матерь Божия научает нас, как нам необходимо по отношению к Богу себя располагать».
В конце проповеди владыка напомнил о том, что продолжается 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная. В этот период в центре храма возложен Крест. Неделя посвящена страданиям Господа на Кресте, и служит в Великопостном подвиге для укрепления нашего в прохождении второй половины Великого поста.
Автор фото: Дионисий Топорков.