Река Онега соединяла центр Русского государства с поморскими соляными варницами уже с 12 века. Именно на этой «соляной дороге» в Уставе новгородского князя Святослава в 1137 году упомянуто поселение «на волоце в Моше». Видимо Усть-Моша была значительным становым поселением.

В 13 веке князь Александр Невский проложил тракт из Новгорода до Беломорья, который проходил и через погост Усть-Моша. Погост Усть-Моша был и волостным центром. Земли Поонежья тогда принадлежали новгородским князьям.

Князья московские тоже мечтали присоединить Поонежье к своим владениям. И в 15 веке, окончательно сломив сопротивление Новгородской боярской республики, Иван Третий (дед Ивана Грозного) взял во владение все северные земли от Каргополя до Белого моря.

В 1539 году Иваном Грозным Каргопольскому уезду выдается Губная грамота, предоставившая широкие права на местное самоуправление. В ней приказано в каждой волости, в т.ч. и в Усть-Моше, учредить отряды человек по 10, ловить «разбойников» и их сообщников, дознаваться о совершенных злых делах и «бив кнутьем да казнили смертью», а дворы и имущество раздавать пострадавшим. Грамота предостерегает: не мстить невиновному, не покрывать и виновного дружбы ради.

Интерес представляет и грамота посланная Иваном Грозным в Каргополь наместнику, воеводе Петру Михайловичу Щенятеву. В ней приводится челобитная жителей Белоозера, что «де Каргопольцы…и Устьмошане и Мехренжане ездят к морю соли купити, да купив де соль у поморцев, да возят ея в Турчасово, лете в судех, а зиме на санех, да в Турчасово ту соль бьют в рогожи, да подсыпают де в ту соль кардеху (т.е. песок) пуда по два…и больше в Рогозину …да возят ее в Каргополь да…продают ее в Белозерцам и Волгожаном, и и иногородцем всех городов Московские земли, а кардехи де и не сказывают, а продают зачисто…» Отныне купцам запрещалось покупать соль на варницах или в становых погостах (Турчасове, Усть-Моше). Право торговли принадлежало только уездному городу Каргополю. Соль же тогда была в большой цене, и развозили ее отсюда в разные концы Московского государства. Одновременно погост Усть-Моша был и волостным центром.

В 16 веке Усть-Мошенская волость насчитывала уже 160 деревень. В «Писцовой книге» перечисляются деревни, которые известны до сих пор: Зубово, Прохново, Сандрово, Зеново, Федотово (Федово) и др. В конце 16 века в Усть-Моше была построена первая крепость (острог). Для просмотра товаров, проверки их качества была установлена таможня. Защиту гостей (купцов) и местных жителей осуществляли стрельцы. В начале 17 века Поонежье часто подвергалось набегам иноземных захватчиков: польских, литовских, немецких.

Из «Писцовой книги» Устьмошского стана 1622 года мы узнаем, что «на погосте острожек, а около того острожка 7 башен, да 2 ворота, да с трех сторон около острожка же копан ров, за рвом частик да надолбы, а о четвертую сторону река Моша…»

В 1616 году стрельцы организовали народное ополчение и в сражении у Устьмошского острога нанесли польско-литовским захватчикам сокрушительное поражение. Многие годы напоминало о славном героическом прошлом наших предков т.н. панское кладбище на погосте. В «Похвальной грамоте» царя Михаила Федоровича говорилось, что жители Каргопольского уезда, в т.ч. и Усть-Моши, «литовских людей побили и многие города и волости от воров очистили и преславные победы везде показали». Но интервенты нанесли волости значительный ущерб. Во многих деревнях остались только вдовы с детьми, которым пришлось просить милостыню. Устьмошские крестьяне просили освободить их от строительства Каргопольской крепости и об обновлении Устьмошского острога. В 1631 году в грамоте царя Михаила Федоровича предписывалось : «В Усть –Моше делать ворота и башни рубленые… А меж ворот и башен по пряслам поставить стоячий острог…»

С 1765 г. учрежден Почтовый тракт Санкт-Петербург- Архангельск и в Усть-Моше открыта почтовая станция (10 лошадей).

Петровские преобразования легли тяжелым бременем на плечи и устьмошских крестьян. Теперь все чаще требуют людей на строительство Санкт-Петербурга, кораблей, железорудные заводы. С женами и детьми вынуждены были они навсегда уезжать из родных мест.

Село Федово (по переписи 1496 г.) — это станция на переправе через Мошу. С 19 века волостной центр перешел в д. Федотово (ныне Федово). В 19 веке в Усть-Моше (Богдановская и Боярская волость) проживало 7,5 тыс. человек. Олонецкий губернатор Гаврила Романович Державин характеризовал Усть-Мошу так: «…расставленными в приятном частом положении деревнями многие славные реки в России превосходит… Поселяне трудолюбивы и неубоги…»

В июне 1819 г. император Александр Первый, будучи проездом в Архангельске, останавливался на почтовой станции Федовской, откуда по реке Моше, в крестьянской лодке, проехал до Устьмошского погоста. Заходил в каменный храм, отслушал молебен, любовался обстановкою храма.

В 1864 году в Устьмошском приходе было 3 церкви: Рождества Христова, Благовещения Божией Матери и Иоанна Богослова. Под Рождественской церковью были вместительные подвалы, в которых хранился товар, не распроданный на ярмарке. Иконостас в храме Иоанна Богослова резной, золоченый, украшен живописью. Слева от Рождественской церкви в самом центре погоста располагался двухэтажный каменный храм Сошествия святого духа на Апостолов в одной связи с колокольней. Устьмошский каменный храм считался лучшим в Каргопольском уезде. Поражал богатством трехъярусный резной, позолоченный иконостас. Нижний ряд был украшен ризами из серебра, отчасти из жемчуга. Возле церкви Св. Духа была еще одна деревянная двухэтажная церковь во имя Св. Филиппа. Погост уже был обнесен каменной оградой.

До 1914г. Усть-Моша была центром веселых и оживленных ежегодных ярмарок (18-20 (31-2 нов.ст.) января трехдневной Афанасьевской, 23-30 (7-12апр.) марта Благовещенской, 26-29 (9-12 окт.) сентября Богословской – самой продолжительной). Торговцы (до 70 человек) были из Каргополя, Холмогор, Архангельска, Онеги, Белозерска, Ошевенска, Пудожа и др. Стечение народа простиралось до 3 тыс. человек. Торговали зерном, мукой, рыбой, мясом, сукном, бакалеей, кожами и др.

После реформ последней четверти 19 века более половины устьмошан ежегодно уходят на летние промыслы в СПБ, где нанимаются в лакеи, дворники, повара, кучера, разносчики и продавцы газет, за что и были прозваны «газетчиками». О них сложились даже поговорки и частушки: «Устьмошанки не крестьянки, не работницы: нет ни соли ни муки, был бы перстень на руке» , «Деньги есть, я веселюсь, на устьмошаночке женюсь, денег нету ни гроша — озеруха хороша». Выгоднее было заниматься торговлей, отхожими заработками, чем выращивать хлеб. И все же основным занятием населения Устьмошского прихода по-прежнему было земледелие. Было даже образовано Устьмошское с/х общество, которое занималось пропагандой передовой агрономии и новой с/ х техники. Общество имело опытный участок по выращиванию озимой ржи и овса, а также капустной рассады. При обществе была библиотека из книг с/х назначения. При обществе работала торговая лавка.

Усть-Моша имела славу хлебной житницы всего Севера. Именно отсюда Борис Годунов пошлет в Сибирь лучших земледельцев.

В 1890 году на Погосте, на церковной земле было построено новое здание церковно-приходской школы (первое построено в 1885г.). Крестьянин Губинский пожертвовал школе 50 книг. Учитель И.Бронзов особо подчеркивал, что « устьмошане отзывчивы ко всему хорошему и очень сочувственно относятся к образованию детей, что видно из того факта , что при 5 училищах в приходе открыли еще и 6-ю церковно- приходскую школу». К началу 20 века книжное собрание Устьмошского прихода превратилось в бесплатную народную библиотеку-читальню. Отмечалось, что в домах многих крестьян есть разные книги преимущественно духовно-нравственного содержания, и грамотные, как взрослые, так и дети, в свободное время читают книги.

17 июля 1896 г. в Устьмошском приходе произошел пожар. Загорелся старинный деревянный храм Св. Филиппа. В жаркий, раскаленный день пламя перекинулось к северу — на церковные кладовые, два ряда торговых лавок и к югу- пламя перекинулось «на красу …погоста и прихода» — каменную Святодуховскую церковь. Очевидец писал:

«Помочь горю собралось местное начальство, мужички. Как водится, по обычаю, начальство пораспоряжалось, мужички погорланили, бабы повояли да поахали, все кой что и поделали, остолбенели, когда загорелись, зубцы высокого каменного храма… Простонародье вместе с тем и поглупило: бросали в огонь яйца, некоторые женщины нагия с иконою в руках зачем то обегали пожарище… Несмотря ни на что, разбушевавшаяся стихия сделала свое дело: Святодуховский храм наш остался надолго инвалидом, но, благодаря Бога, остальные храмы пощажены огнем.» В мае 1898 г. на погосте вновь вспыхнул пожар. Загорелись чуть ли не одновременно все дома церковнослужителей и ряд торговых лавок.

В 1899 г. церковным старостой Устьмошского прихода на трехлетие был утвержден Иван Пуминов. Причт Устьмошского прихода в 1908 году состоял из 7 человек: три священника, три псаломщика и дьякон. Члены причта жили в 4 домах, принадлежащих церкви.

В 1916 году священником Устьмошского прихода был назначен Иоанн Иоаннов Бронзов. Родился он 15 янв. 1880 г. в Печниковском приходе Каргопольского уезда, окончил Олонецкую духовную семинарию. К сожалению, судьба последнего священника Устьмошского прихода трагична. В августе 1937 года И.И. Бронзов был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». В 1938 он был расстрелян. В августе 1989 г. реабилитирован посмертно.

В 1910 году в Устьмошском приходе состоялось открытие первой в Каргопольском уезде волостной богадельни, построенной по частной инициативе на добровольные пожертвования. Было принято решение принять 5 женщин престарелого возраста и совершенно бедных (одна была слепая от рождения). Смотрительницей-экономкой была избрана Мария Васильевна Третьякова. В начале 20 века река Моша была многоводна. От села Шалакуши до устья было открыто пароходное сообщение.

После ввода железной дороги Архангельск- Вологда Усть –Моша стала все более тяготеть не к Каргополю, а к железной дороге.

Сейчас это муниципальное образование «Федовское» с населением 1640 человек (из 38 деревень). В 1998 году построен новый мост через реку Моша. На средства прихожан поставлена в 2006 году часовня Николая Чудотворца в селе Федово.

Шатровая церковь Иоанна Богослова была построена в 1775 г., но обликом своим повторяла ранние шатровые храмы, рубленные восьмериком от земли. Во второй половине XIX в. обшита тёсом и окрашена, главы обиты железом. Судя по описаниям середины XIX в. высота её достигала 30 саженей, т. е. около 45 м. Как пишет А. П. Чапыгин, высокий шатёр храма, выкрашенный в зелёный цвет, был виден со всей Устьмошской округи, и зачастую служил ориентиром для заблудившихся в лесу путников, так как просматривался издалека с верхушек деревьев. С западной стороны была пристроена церковь Рождества Христова. На фото также виден угол каменного Святодуховского храма. Богословская и Рождественская церкви сгорели весной 1928 г.

(по материалам сайта http://sanatatur.ru и http://www.onegaonline.ru/)

Источник: https://vk.com/kargopolye

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *