Изучив краеведческие материалы, мы узнали, что Бережнодубровский приход располагался по обоим берегам реки Онеги. Впервые упоминался в «Платёжной книге Каргопольского уезда, 1555/56 гг.» Якова Сабурова и Ивана Кутузова. В «Писцовой книге» Ивана Прохоровича Воейкова и Третьяка Копнина 1621-1622 гг. также упоминается «…волость Дуброва на Бережная, а в неи на погосте церковь Никола Чудотворец, строение приходных людей».
Насколько многочисленным был состав прихода, можно судить, исходя из архивных данных. В 1905 году в Бережнодубровском обществе проживали 1068 человек, насчитывалось 200 домов, при этом крестьяне общества держали 180 лошадей, 244 коровы, 354 головы другого скота. В Горском обществе же проживали 947 человек, насчитывалось 177 домов. Крестьяне держали 147 лошадей, 171 корову и 152 головы другого скота. Прирост населения в Бережнодубровском обществе за 12 лет составил 226 человек, было построено 59 новых домов, то есть 2/5 Бережной Дубровы составили новые дома. В состав Бережнодубровского прихода входили и две деревни Корельского общества Александровской волости на правом берегу реки Онеги – Новинская и Корельская. А также до открытия Конёвского прихода в 1886 году наше селение с пятью деревнями: Лукояновская, Мишковская, Проймачёвская, Ёктыша и Воробъёвская тоже входило в состав Бережнодубровского прихода с населением в 1405 душ при 311 дворах.
Рассмотрев эти факты, пришли к выводу, что рост численности населения Бережнодубровского прихода усиливал потребность в строительстве новых церквей. Дальнейший анализ литературы показал, что стремление жителей к духовной жизни повлияло на постепенное строительство храмового комплекса.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около 1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая, что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским. Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда церковь имеет современное название «В Бережно-Дубровском погосте две церкви: деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная – холодная с теплой трапезной. Рядом с церковью стоит построенная одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня. Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года.
Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке.
Каменный храм – местный вариант каргопольских кубических церквей. Сохранилось описание каменного храма: он завершался пятью массивными деревянными главами на глухих барабанах, поставленных на четырёхскатной крыше. Фасады членились узкими лопатками, были прорезаны окнами, наверху, под деревянным карнизом, проходила полоса узорной каменной кладки – бегунца. Низкая алтарная часть и изящное крыльцо подчёркивали величавую простоту куба храма. Храм имел высоту восемь саженей, ширину – шесть саженей один аршин и длину – 12 саженей. Храм был построен на средства прихожан, при этом более всех потрудился, как говорит народное предание, тогдашний церковный староста, крестьянин деревни Новинской Степан Балашев. Когда строительством руководил С. Балашев, оно шло успешно, но после того, как он умер на пути в Соловецкий монастырь, строительство велось не так основательно. Алтарные стены были построены непрочно и вскоре дали трещины. Чтобы остановить разрушение алтарей, к ним были подведены каменные подпоры, в середине XIX века обшитые тёсом. Летом 1891 года крыша Никольской церкви была покрыта железом и покрашена медянкой.
По рассказам местных жителей, эта каменная церковь была разобрана на кирпич в конце 1950-х годов. Сейчас на этом месте груда щебня, заросшая кустарником и деревьями.
На протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную с пятиглавым сооружением для двух приделов. В 1871-1872 годы на месте обветшавшей колокольни на средства прихожан возвели новую. Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов.
Из достопримечательностей Рождественно-Пречистенской церкви наибольший интерес представляло резное изображение распятого на кресте Иисуса Христа и большой киот с пятью главами наверху с резным изображением в ней Святого Чудотворца Николая. Вокруг церквей и колокольни была обнесена деревянная, оригинальной формы ограда с четырьмя воротами. Весь храмовый комплекс представлял собой величественное зрелище. Это подтверждает в своей книге Ю.С. Ушаков:
«… выразительный силуэт храмового комплекса хорошо был виден с верхнего и нижнего плёсов реки».
Известно, что в 1803 году благочинным 3-го благочиния Каргопольского уезда был священник Бережнодубровского прихода Иоанн Ордомский.
В 1820-1862 годах в Бережнодубровском приходе служил дьяконом Матвей Петров Преображенский. Родился он в 1798 году. Окончил в 1814 году Каргопольское духовное училище. С 1815 года служил пономарём Петрозаводского Петропавловского собора, затем дьячком Троицкого погоста Каргопольского уезда. В апреле 1862 года «за нетрезвую жизнь запрещены священнослужения и ношения рясы». В 1873 году ему вновь были разрешены священнослужения и ношение рясы. Женат, жена – Параскева Васильевна. Пятеро детей, из них Фёдор служил настоятелем Красновского прихода.
В Бережнодубровском приходе был широко известен самодеятельный поэт Егор Фёдоров Емельянов – крестьянин деревни Новинской, по прозвищу Озерячёк. Грамоте обучался в начале 1830-х годов. В 1837-1838 годах служил писарем в своей деревне. Умер 29 июля 1882 года 75 лет от роду. Похоронен на Бережнодубровском погосте. После смерти остались в рукописи его стихи под названием «Книга Богоприветливая».
8 сентября 1978 года в приходе торжественно отпраздновали 200-летие деревянной церкви во имя Рождества Богородицы. В 1883-1884 годах крестьяне Бережнодубровского прихода собрали с каждой души по 80 копеек для внутренней отделки и окраски Рождественно-Пречистенской церкви. 10 мая 1886 года благочинным И. Чернявским был освящён вновь переустроенный и отделённый придел в честь Сретения Господня в Рождественно-Пречистенской церкви.
В 1886 -1891 годы перекрыли крыши церквей железом и взамен обветшавшей построили новую деревянную ограду вокруг погоста. На эти цели было потрачено 2335 рублей.
Среди благотворителей особое место занимал «крестьянин деревни Кузнецовой Дмитрий Павлович Ермолин, служивший 18 лет церковным старостой. С 1873 по 1886 год им было пожертвовано много вещей из церковной утвари и церковного облачения, а также и деньгами до 300 рублей. Дмитрий Павлович награждён серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте. В архивных данных сохранились и имена более скромных благотворителей: Илья Сметанин и Матвей Харин пожертвовали несколько лампад, С. Ермолин – напрестольное евангелие, И. Луговской – хоругви.
Некогда Бережнодубровский погост украшали ярмарочные ряды – памятник гражданской архитектуры, напоминавшие о весёлой и бойкой торговле в Поонежье. Они были устроены в одной из стен деревянной ограды оригинальной формы, которая была построена вокруг церквей и колокольни. Теперь их нет. Значительное место в жизни Бережнодубровского прихода с середины XIX века имели однодневные торжки: Сретенский (2 февраля), Никольский (9 мая), Пречистенский (8 сентября) и Никольский (6 декабря).
В 1886 году после завершения строительства церкви в селе Конёве выделился из Бережнодубровского в самостоятельный Конёвский приход. В 1911 году было завершено строительство здания церкви во имя Св. Пророка Илии в деревне Корельской Каргопольского уезда.
В 1861-1867 годы священником Бережнодубровского прихода был Иван Степанович Чернявский, перемещённый затем в Устьмошский приход.
Почти 44 года священником Бережнодубровского прихода был Николай Александрович Васильевский. Родился он 5 марта 1845 года в Троицком приходе Каргопольского уезда. В 1867 году окончил Олонецкую духовную семинарию. 26 февраля 1868 года Николай Александрович был рукоположен в сан священника, а 12 марта того же года прибыл в Бережнодубровский приход.
Осенью 1868 года у себя в доме и на личные средства открыл первую школу в приходе для мальчиков и девочек. В 1875 году эта школа была реорганизована в земское училище, позднее преобразованное в одноклассное, в 1892 году – в двухклассное училище Министерства народного просвещения. В 1887 году здесь работал один из наиболее ярких подвижников просвещения в Поонежье — Феофан Данилович Богданов. Усилиями Н.А. Васильевского была открыта и церковно-приходская школа для девочек. В 1908 году в ней обучались 28 девочек. По-моему мнению, открытие школ в Бережнодубровском приходе свидетельствует о том, что у детей из крестьянских семей появилась возможность получить начальное образование.
24 октября 1895 года в Бережной Дуброве в присутствии местной интеллигенции и крестьян состоялось открытие народной библиотеки-читальни. После молебна священник Н.А. Васильевский обратился к присутствующим с речью, в которой подчеркнул «высокое просветительское значение открываемой библиотеки для местного населения». В основу библиотеки легли книги, пожертвованные Санкт-Петербургским комитетом грамотности. На содержание библиотеки Пудожское уездное земское собрание выделило 120 рублей в год: 60 рублей на подписку периодических изданий и приобретение новых книг и 60 рублей – на освещение и содержание библиотеки и жалованье библиотекарю. Помещение предоставил земский начальник. Появление народной библиотеки имело большое значение для духовного просвещения народа, культурного развития уезда в целом.
Н.А. Васильевский остался в истории прихода не только как священник. В апреле 1904 года он пожертвовал в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке в войне с Японией 17 рублей 15 копеек. Николай Александрович – автор «Летописи», истории Бережнодубровского прихода. Возведён в сан протоиерея, награждён скуфьею, знаком Красного Креста, орденами Св. Анны II и III степеней. Избирался депутатом Олонецких епархиальных съездов в 1903-1905 годах. Умер 1 ноября 1911 года. Похоронен на погосте, по правую сторону алтаря Бережнодубровской Никольской церкви. С помощью старожилов деревни нам удалось установить место, где стоял дом Васильевского. Сейчас там пустырь. О месте последнего упокоения священника напоминают лишь могучие ели возле остова каменного храма.
После смерти Н.А. Васильевского его дочь Мария Николаевна пожертвовала Бережнодубровскому храму икону Нерукотворного Спаса с серебряной без пробы ризой в киоте красного дерева под стеклом, два свидетельства государственной четырехпроцентной ренты, по 100 рублей каждое. А крестьяне на волостном сходе постановили купить дом покойного Н.А. Васильевского с передачей его церкви под жильё приходского священника, собрав на эти цели 300 рублей.
Как видим, каждый из обозначенных священнослужителей внес свой вклад в сохранение духовных и нравственных ценностей.
8 декабря 1911 года священником Бережнодубровского прихода был назначен Александр Васильевич Ордомский, который служил в Чаженьгском и Бережнодубровском приходах. 15 августа 1932 года он был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 3 ноября 1937 года расстрелян. 4 августа 1989 года был реабилитирован посмертно. Очень грустная судьба последнего священника Бережнодубровского прихода. Как и история самой Бережнодубровской церкви.
Революционный ураган и пожар гражданской войны навсегда разрушили мирную и спокойную жизнь храма. 23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства. С 1929 года к Церкви стали относится как к отрицательной силе. В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов с храмов. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали. В 1932 году был закрыт и Бережнодубровский приход.
В советское время каменный храм был превращён в МТС – машинно-тракторную станцию. Там ремонтировалась колхозная техника, а зимой организовывались курсы механизаторов. После принятия решения о разрушении храма, не могли найти рабочих, которые взялись бы за эту работу – набожные люди считали такое деяние богохульством. Один из найденных всё же энтузиастов-добровольцев сорвался со стены храма и получил тяжёлые травмы. Деревенские люди шептались, что его настигла кара небесная. Не сохранилась и уникальная шатровая колокольня, разрушена деревянная ограда.
Деревянную церковь тоже не щадит время. По словам местных жителей, в её стенах когда-то были склады, зернохранилище, клуб и библиотека.
В советский период разрушалась не только церковь, уничтожался сам дух православной веры. Таким образом, Храм Рождества Пресвятой Богородицы разделил трагическую судьбу всего православия в XX веке.
Мария Семеновна Тюрикова, основываясь на рассказах старожилов, утверждает, что люди из церкви растащили всё, что могли: иконы, расписные небеса. От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролёт внутреннего пространства. Выполнена эта роспись была вскоре после 1871 года. В середине «небес» — живописное в круге изображение Господа Саваофа. На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В последние годы удалось установить имя мастера, выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Фёдору Захарову Иоку.
К большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году здесь так и не проводились богослужения. За последующие годы уничтожили сначала колокольню, а затем каменный храм. Деревянная церковь стоит закрытой.
Как пояснил протоиерей Глеб Должиков, этот храм лишь территориально относится к Плесецкой епархии, здание является памятником архитектуры, передано Министерству культуры.
Летом 2020 года начались восстановительные работы. Мы побеседовали с артелью мастеров «Вереница» и реставратором Александром Сапрыкиным. Он подробно рассказал о состоянии храма, о самом этапе консервации, поделился видеоотчетом об объеме выполненных консервационных работ. Уже перекрыты вентилируемой кровлей алтарная бочка с южной и северной стороны, палицы алтаря; перекрыты стеклоизолом палицы четверика; возвращена на место обшивка повалов; закрыты дыры в прогнившей обшивке; убраны настилы; вывезен мусор. В этом году планируется строительство лесов на палицах четверика, консервация куба и глав, локальный ремонт куба. Благодаря усилиям мастеров-энтузиастов удалось сделать важный шаг к восстановлению прежнего облика храма. Надеемся, что реставрация будет всё же доведена до конца и Бережнодубровский храм не пополнит список горьких утрат последних лет.
Насколько интересной станет история храма в будущем, зависит от нас, современной молодежи. Сохранение исторической памяти, почитание святынь малой родины, восстановление духовной связи поколений – это завет наших предков. Выполнив его, мы впишем свою страницу в историю Бережнодубровского храма.
(Работа опубликована в сокращении). Благодарим Михаила Кирова и Наталью Владимировну Дементьеву за предоставленный материал. Отдельное спасибо Валентине Ивановне Сидоровой, директору Коневского музея за сотрудничество и многолетнюю дружбу!