«Три истории из Калитинки»

В последний день лета 2018 года, в далекой деревне Калитинка, добровольцы проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» завершили реставрацию часовни святых мучеников Флора и Лавра. 
 
 
 
Оглядываясь назад, становится очевидным, насколько же мы были самонадеянны, начиная эту реставрацию! И насколько же милостив был Господь, что смиряя нас, посылая различные испытания, в конце концов, по молитвам святых мучеников Флора и Лавра, помог завершить начатое дело! 
Мне хотелось бы сегодня рассказать всего три истории из множества удивительных событий, связанных с возрождением этой маленькой деревянной часовни из Каргопольского района Архангельской области. 

Первая история. Об ошибках.

Когда в 2013 году мы впервые приехали с рабочей экспедицией в Калитинку и провели там консервационные работы – вывезли несколько десятков мешков с ядохимикатами, сняли с крыши разрушавшую ее колокольню и главку, сделали консервационную кровлю – то мы думали, что наша миссия может считаться завершенной. Мы рассуждали так: «Теперь часовня спасена. В скором времени у ее стен должны появиться бородатые плотники с топорами, похлопать нас по плечу, пожать руку, поблагодарить за проделанную работу и сказать, как пелось в известной песне: «Дальше действовать будем мы!» 

Мы и вправду искренне в это верили.

Но жизнь оказалась сложнее. Никто не пришел и по плечу не похлопал…
И тогда у нас родилась довольно безрассудная идея – попробовать своими силами заняться реставрацией. Участница первой экспедиции Зина Тодорова нарисовала замечательный эскиз часовни, которым мы все вдохновились. Тогда, в 2013 году, нам представлялось, что мы должны управиться где-то за год, ну максимум – за полтора.

Вся дальнейшая история – это история о том, как не надо заниматься реставрацией. 

Для начала нужно было где-то заказать проект реставрации. И вместо того, чтобы выбрать проверенного и надежного архитектора, мы устроили тендер и выбрали того, кто предложил минимальную цену. 
Проект он нам сделал. И мы даже утвердили его в Министерстве Культуры и получили разрешение на проведение работ. (На это ушло почти 2 года – это к вопросу о сроках). Но вот дальше мы стали пожинать плоды нашего «эконом – варианта».

Во – первых, в утвержденном проекте был указан неправильный размер бревен. Наш архитектор зачем -то решил увеличить их диаметр. И когда нам привезли первую партию, заказанную в строгом соответствии с проектом ( а это 126 бревен !) то, взглянув на них, сразу стало понятно, что из этих бревен впору делать храм в Кижах, но никак не маленькую часовенку. 
Потом была долгая эпопея по возврату «неправильных» бревен и замене их на «правильные». Но дело все в том, что просто так их менять не хотели – и нам пришлось все эти 126 толстых бревен предварительно окорить.
А когда нам привезли, наконец, наши бревна, мы окорили и их. Это было незабываемо.

Второй недочет проекта всплыл, когда мы раскатали часовню и приступили к фундаментным работам. По проекту часовня находилось на ровном месте, без уклона. А по факту – перепад высот с запада на восток достигал 80 см! И тогда нам пришлось привезти целую гору больших и малых валунов. Мы устроили вокруг часовни настоящий сад камней и занялись их перекладыванием, чтобы как-то сгладить 80-сантиметровый перепад и вывести уровень в «ноль». 
Это было тоже интересное зрелище и незабываемое занятие. Любой фитнес по сравнению с ним – это просто детский лепет.

В дальнейшем мы стали уже предупреждать всех подрядчиков, что проект нужно несколько раз перепроверять, чтобы не вылезли наружу еще какие-нибудь его «особенности».

Первый вывод из наших злоключений такой: никогда не экономьте на проекте. Потому что это сэкономит потом ваше время и ваши деньги.

Вторая история. О том, как нам помогали святые.

Когда в 2017 году мы приступили непосредственно к работам, мы организовали целый поток добровольцев «Общего Дела» в Калитинку. 13 экспедиций, сменяя одна другую, работали над возрождающейся часовней. И благодаря самоотверженному труду волонтеров, уже к осени часовня была доведена до уровня кровли. Добровольцы выполнили огромный объем работ на всех этапах, начиная от маркировки и разборки часовни, и заканчивая сооружением консервационной кровли. И если бы не эти 13 экспедиций, то, думаю, мы бы и сейчас еще были в Калитинке. 
Основные работы – рубку чаш, вычинку бревен и сборку часовни – мы все же вынуждены были поручить бригаде профессиональных плотников. Это необходимо было сделать по условиям Министерства Культуры, т.к. на плотницкие работы должна быть лицензия, которой пока у «Общего Дела» нет. (Но, будем надеяться, что в скором времени появится )
И, конечно же, плотникам нужно было платить. К тому времени у меня была договоренность с благотворительницей, Елизаветой, очень хорошей женщиной, которая обещала оплатить все работы. И я не особо волновался, так как считал этот вопрос решенным.

Но обстоятельства внезапно изменились. У Елизаветы умер двоюродный брат, у которого остались трое детей и больная мама. И все расходы на похороны и на содержание семьи брата легли на плечи нашей благотворительницы. А мы остались совсем без средств.

Плотники работали, наш долг перед ними рос, а деньги пока не находились. Близилось 31 августа 2017 года, престольный праздник в честь св. Флора и Лавра. Пропускать праздник и не ехать в Калитинку было нельзя, а поехав, нужно было заплатить плотникам. Помолившись, и надеясь на чудо, я отправился на Каргополье. 
На престольный праздник собрались почти все жители деревни, а также все участники очередной экспедиции «Общего Дела», ну и конечно же, плотники. Настоятель Александро – Ошевенского монастыря Игумен Феодосий отслужил благодарственный молебен прямо под открытым небом, но уже на новеньком полу часовни. Потом был организован день деревни, с самоварами и пирогами. Праздник удался на славу! 
А деньги в тот день с неба так и не посыпались, и по окончании праздника у меня был довольно бодрый и содержательный разговор с Александром, бригадиром плотников . Но, слава Богу, он в конце концов согласился еще немного подождать и поработать без оплаты. 
На том мы и расстались, а я в смешанных чувствах поехал обратно в Москву. На тот момент я даже не предполагал, что еще нужно сделать? Откуда достать средства? 
И вот одним утром я прочитал Евангельский отрывок про слепого Вартимея, сына Тимея. Как он, услышав, что Господь проходил мимо, стал громко кричать: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня». И кричал до тех пор, пока Господь сам не подозвал его и не возвратил ему зрение. 
И я понял, что все дело во мне, что это я плохо кричал. И больше надеялся на себя, чем верил в то, что кто-то может нам помочь. И как только я это осознал, тут же сел и написал письмо к потенциальным благотворителям. И, подумав, отправил его, в частности, своему однокашнику Анатолию, с которым мы вместе учились на экономическом факультете МГУ. После окончания Университета мы почти не общались, я только из интернета периодически узнавал информацию об успехах крупной финансовой компании, которую он возглавлял. Но сейчас у меня была безвыходная ситуация, да и не для себя я просил…

Отправив письмо, и помолившись, как мог, святым мученикам Флору и Лавру, я сел в машину и поехал на службу. По дороге мне пришло электронное сообщение. Письмо было от Анатолия. Он спрашивал, о какой сумме идет речь? Я написал, что в целом оставшиеся затраты на плотницкие работы составляют 1 миллион 100 тысяч, но сейчас необходимо оплатить «всего лишь» 295000 руб.
Следующее сообщение я долго разглядывал, не веря своим глазам. Там было написано всего четыре слова : «Я закрою всю сумму».

Когда читаешь о таком в книгах – прочитаешь, и подумаешь : да-а, бывает…
Но когда это происходит в твоей жизни, когда Бог через других людей воздействует на обстоятельства твоей жизни – то становится немного не по себе. 

Существует духовный закон, который открыл еще Апостол Павел. И этот закон звучит следующим образом: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). И если Он был благосклонен к Вартимею, который не побоялся не просто просить, а кричать о помощи, то Тот же Господь слышит и нас, если мы его просим от всего сердца. Тем более, когда обращаемся к святым, чтобы они за нас помолились. 
И в дальнейшем, когда в ходе реставрации возникали непредвиденные обстоятельства, то по молитвам святых Флора и Лавра, все их, в конце концов, удавалось разрешать самым наилучшим образом.
К слову сказать, львиную долю средств на реставрацию часовни пожертвовали мои однокашники – выпускники экономического факультета МГУ. Все они – довольно успешные, но при этом очень отзывчивые и невероятно скромные люди, которые в бешеной гонке мира сего не растеряли теплоту своих сердец. И я им за это очень благодарен. 

Поэтому второй вывод из вышесказанного таков : «Просите, и дано Вам будет».  

Третья история. О Любви.

Получив надежное финансирование, реставрация часовни пошла как по маслу.
К Покрову часовня была доделана до уровня крыши и перекрыта консервационной кровлей.
За зиму и весну 2018 года были изготовлены колокольня и главка, а также вся столярка – окна, двери, косяки, балясины.
И к уже к июлю часовня была практически готова. Под конец мы наняли кровельщиков, и они перекрыли крышу, колокольню и главки листовым железом. 

Приближалось 31 августа 2018 года. Расставаться после грядущего престольного праздника с часовней, с местными жителями, которые за эти 5 лет стали для нас уже родными, просто так мы не могли.
Захотелось сделать для них что-то еще. И тогда родилась идея – приобрести для часовни новенькие колокола и преподнести их в дар Калитинцам . 
Мы связались с колоколенным заводом в Воронеже и подобрали у них по звучанию 4 колокола. Сумма, озвученная заводом, оказалось довольно круглой.
К тому времени деньги Анатолия уже закончились, и новых поступлений не предвиделось. И тогда я предложил всем участникам экспедиций скинуться, кто сколько может, и самим собрать необходимую сумму. У меня совсем не было уверенности, что это сработает. Только представьте: люди уже и так побывали в экспедициях, добровольно съездили на Север и внесли свою трудовую лепту в восстановление часовни. А тут их просят еще и оплатить колокола, которые даже не были предусмотрены в проекте!

Но то, что случилось дальше, я считаю самым ценным из всего, что произошло с нами за эти 5 лет. В нашей группе участников экспедиций в Калитинку состоит 37 человек. 
И все они перечислили средства на колокола. Все без исключения! 
Кто по 500 рублей, кто по 5 тысяч, а кто и больше. 

И необходимая сумма была набрана. 

Вот это и есть настоящая любовь, когда люди жертвуют тем, что им самим дорого – средствами, временем, комфортом — ради своих ближних. А в данном случае – ради не очень-то и близких людей. Жертвуют просто потому, что не могут поступить иначе. И еще потому, что любят то дело, которым они занимаются и хотят сделать его чуточку лучше и красивее. И теперь у любви, которая связала добровольцев «Общего Дела» и жителей Калитинки, есть свой голос. Он звучит на четыре тона каждый раз, когда в часовне Флора и Лавра собираются на службу такие далекие по расстоянию, но такие близкие по духу люди — жители Калитинки.

А вывод из этой истории такой: обязательно поезжайте в экспедицию на Русский Север! Там вы непременно обретете настоящих и верных друзей; откроете для себя заново замечательную страну, в которой всем нам посчастливилось родиться и жить. А для кого-то, возможно, возрождение деревянных храмов станет любимым делом в жизни. Чего вам искренне желаю! 

Послесловие.

Часовня в Калитинке изначальна была построена в середине XIX века и освящена в честь мучеников Флора и Лавра. В народе их считают покровителями домашних животных. Поэтому нередко на иконах рядом со святыми можно увидеть изображения лошадок и коровок. Но в акафисте и в житии этих святых говорится, что Флор и Лавр были «каменосечцы богомудрые», то есть умудренные Богом камнетесы, а их основная профессия — строительство храмов. 
Пострадали они за то, что дерзнули, вместо заказанного им от правителя некоей страны идольского храма, построить храм и освятить его в честь Иисуса Христа. Местные жители, обратившись, под воздействием проповеди святых Флора и Лавра, от язычества к христианству, сокрушили всех идолов, предназначавшихся для нового храма, и воздвигли внутри храма святой Крест.

Поэтому смею предположить, что мученикам Флору и Лавру можно и нужно молиться тем, кто сегодня возводит храмы.
А поскольку в наших экспедициях в Калитинку помощь святых ощущалась постоянно и явно, то можно утверждать, что святые покровительствуют не только тем, кто строит каменные храмы, но и тем, кто восстанавливает деревянные. 
Святые мученики Флор и Лавр, молите Бога о нас!»

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *