Проповедь в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Каргополе 21 сентября 2018 года:
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы вспоминаем удивительное событие, которое начинает церковный год – Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. И в этот день хотелось бы вспомнить святых родителей Девы Марии — святых и праведных богоотец Иоакима и Анну.
Поношение бесчадства, которое испытывали родители Божией Матери – это так привычное нам сегодня… осуждение. Святые Иоаким и Анна не только терпели осуждение и укоры современников за якобы грешную, нечестивую жизнь, но со смирением принимали эту человеческую несправедливость и не уставали надеяться на Бога и взывать к Нему в своих молитвах.
Сколько мы можем молча выслушивать несправедливые в нашей точки зрения упреки окружающих? Пять минут? Кто-то – больше? Сегодня люди в таких случаях обращаются в суд, чтобы защитить свою честь и достоинство и даже возместить моральный ущерб.
А родители Пресвятой Богородицы не день и не два, и даже не одно десятилетие терпели несправедливые поношения современников. Представляете, какое смирение?
Нет, нам наверно, даже представить сегодня это очень сложно…
Сегодняшние дети не терпят замечаний, потому что сегодняшние родители тоже. В свою очередь, не терпят замечаний. Никто сегодня не готов их терпеть, а уж тем более со смирением принимать укоры, а уж тем более – несправедливые обвинения.
Но в роде человеческом надо было родиться Той, Которая – само смирение, от Которой Бог возьмет природу человеческую и потом скажет: «научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Вот такую представительницу рода человеческого надо было родить и напитать от смиренных, уповающих на Бога родителей, которые в уже весьма преклонном возрасте по благословению Божиему рождают нашу Заступницу и Ходатаицу за весь род человеческий.
Мы знаем, что Она – «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Почему Божия Матерь – выше ангелов? Потому что Она имела высочайшее смирение.
В сегодняшнем Евангельском отрывке, который, впрочем, читается и на другие Богородичные праздники, снова мы вспоминали двух сестер: Марфу и Марию. И этот отрывок учит нас различать временное и вечное.
Одна из сестер – Мария, сидела у ног Спасителя и внимала каждому слову Божественного учителя, не имея возможности отвлечься хотя бы на долю секунды от того, что Он говорит. Марфа, будучи хорошей хозяйкой и гостеприимным человеком, хлопотала по дому, как и мы все привыкли это делать: готовила, накрывала на стол.
На справедливый с человеческой точки зрения упрек Марфы, что сестра ее ничего по дому не делает, а только слушает Учителя, Господь не осуждает Марфу, а говорит о том, что является главным с точки зрения вечности: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.» (Мф.11.38-42). Почему часть Марии — благая? А потому что «не отымется» от нее.
Нужно ли хлопотать о столе, о том, чтобы дома все было прибрано, о том, чем угостить гостя? Конечно, нужно. Это естественно. Так же нужно, как нам нужна одежда. Ведь никто из нас не скажет, что она ему не нужна.
Но главное ли это в нашей жизни? Нет. Одежда отнимется, и здоровье отнимется и тело отнимется.
А что же останется?
Останется любовь как принадлежность Богу. Ибо Он Сам есть любовь. Но любовь бывает разная, вот в чем штука. И святые отцы учат нас, что истинная любовь зиждется на смирении.
Если любовь не будет вырастать из смирения или не будет на него опираться, она останется любовью. Но уже будет любовью к самому себе – то есть эгоизмом.
Любовь, основанная на смирении, не отнимется от нас. Именно она будет тем качеством, которое позволит нашей вечной душе жить вечно с Богом, быть в Царстве Небесном вместе с другими бессмертными душами, которые это Царство унаследуют. Представляете?
Но без смирения мы там, в Царстве Небесном, не сможем…
Поэтому давайте в день Рождества Пресвятой Богородицы вспомним о смирении Божией Матери и ее святых родителей и будем учиться у них смирению, терпению и любви.
Но не только самим надо учиться, но и научать следующие за нами поколения, чтобы они понимали: а что же такое Православие и чем оно отличается от всех других конфессий и религий, чтобы младенцы и отроки учились понимать то, что происходит в храме, чтобы наши дети осознанно шли за Христом.
Вот это — главное. Потому что это – даже не завтрашний день, а день сегодняшний
А если мы не воспитаем в нашем подрастающем поколении этого понимания и любви, основанной на смирении и верности Богу, то завтрашний день будет очень жестоким по отношению к нам. А послезавтрашний день я вообще боюсь представить.
Чтобы нам было «интереснее» заниматься просвещением подрастающего поколения, скажу так: кто будет молиться о нашем упокоении, если сегодня в храме на службе… всего два ребенка?
Пусть пример Пресвятой Богородицы и Ее святых родителей будет для нас и примером, и основанием к исправлению и изменению своей жизни и жизни подрастающего поколения.
Пока у нас есть время жизни – давайте учиться различать то, что приносит пользу нашей душе, то, что временно, и что — вечно и не отымется от нас. И да поможет нам в этом Всемилостивый Господь молитвами Пречистыя Своея Матери, святых богоотец Иоакима и Анна и всех святых.