Ольга Головченко, фото автора
Сквер вокруг Свято-Троицкого собора — сегодня, возможно, самое уютное и живописное место в Онеге. Всё, что сейчас радует глаз онежан и гостей города, сделано здесь руками прихожан и благодаря профессиональным советам и непосредственному участию Ивана Ильича Удода, специалиста лесного хозяйства.
Работа началась более десяти лет назад, когда собор стал действующим. Первая аллея появилась вдоль асфальтовой дорожки от угла проспекта Октябрьского и улицы Свердлова к собору. Саженцы лиственниц выкапывали в лесу у Семёновского карьера и чередовали на аллее с рябинками, потому что листва у этих деревьев разного оттенка, была задумка создать контраст. Лиственницы, как ни странно, прижились лучше. Поначалу некоторые из них сломали «доброжелатели», однажды под Новый год даже срубили маленькую голубую ель с территории сквера, но на место утраченных прихожане посадили новые деревья. Аллею украшают шикарные кусты культурного шиповника с крупными, словно розы, цветами.
Аллеи со стороны алтаря разбили так, чтобы в будущем во время литургии взрослые деревья создавали коридор для солнца, и оно будет светить в окна собора. Здесь – 15 кедров, дубы и несколько видов клёна. За клёнами отец Александр ездил в питомник, а саженцы кедров Иван Ильич Удод специально для сквера вырастил на своём огороде. По его рекомендации по краям тропы от угла проспекта Кирова высажены кусты пышного и богато цветущего пузыреплодника, создающие ощущение, что идёшь по аллее южного дома отдыха.
Уже скоро будет завезён отсев и проложены дорожки, чтобы люди могли гулять здесь, а пока все силы онежского прихода брошены на завершение строительства братского корпуса, гармонично вписывающегося в пейзаж.
-Как только закроем крышу, начнём облагораживать территорию, — рассказывает настоятель Свято-Троицкого собора отец Александр. – Будем встречаться с главой района Иваном Гришиным и архитектором, решать, как лучше провести эту работу. Нам необходима финансовая помощь. Например, дорожки, отсыпанные отсевом, выглядят не так уж привлекательно, их надо выложить плиткой. Хотим выкопать два пруда, перетекающие один в другой, с мостиком между ними, со скамейками для отдыха.
Действительно, если вложить в начинание прихода средства, сквер можно сделать прекрасным местом для отдыха онежан и объектом, интересным для туристов. Такой проект вполне мог бы войти в областную программу «Комфортная городская среда», для этого часть средств должна вложить местная администрация или меценаты.
-Проблема в том, — комментирует ситуацию Иван Гришин, — что в программе «Комфортная среда» могут участвовать проекты, касающиеся муниципальных территорий, а земля возле собора — в собственности у православной церкви. Тем не менее, специалисты администрации могут подготовить проектную документацию, и мы будем участвовать с этой идеей во всевозможных федеральных и городских конкурсах, стремиться выиграть гранты на обустройство сквера.
Как бы там ни было, инициативная группа онежского прихода бросать начатое дело не собирается.
-Проект будем заказывать в любом случае, — продолжает отец Александр. – Пригласим специалистов, дизайнеров, потому что всё здесь должно быть сделано грамотно, тогда сквер будет по-настоящему красивым.
А удивиться тут есть чему уже и сегодня. Не в каждом северном городе растут «жители юга» каштаны. Их посадили у стены храма, за ветром и вдоль теплотрассы, так им комфортнее. Липовая аллея скоро станет совсем рослой, радуют глаз три вида сирени, а вот яблони выжили только на высоком месте, те, что на склоне, замёрзли прошедшей зимой. Их место займут более выносливые растения.
Настоящее чудо – цветник у собора. Полюбоваться им в погожий день и сфотографироваться приходят люди со всего города. Цветы здесь начинают распускаться самыми первыми в Онеге: подснежники, ландыши, затем тюльпаны… Их сменяют следующие, и продолжается это буйство цвета до глубокой осени. Именно по такому принципу разбиты клумбы. Камни, которыми аккуратно и стильно отгорожены цветочные газоны от тротуара, прихожане привозили вручную на тачках тоже десять лет назад.
Во время экскурсии по этому своеобразному онежскому дендрарию разговор периодически возвращался к личности Ивана Ильича Удода.
-Человек он был категорически неверующий, мы нередко дискутировали с ним, спорили, — говорит отец Александр. – Но что удивительно, перед смертью (а он помогал нам уже глубоко пожилым человеком) исповедовался и причастился. То есть через доброе дело постепенно пришёл к Богу. Задумывая наш парк, мы действовали из известного утверждения, что красота спасёт мир. Выходит так, что красота и душу спасает. Вот такой великий смысл у нашего «ботанического» начинания.