В конце апреля — начале мая в селе Архангело (Каргопольское благочиние) трудилась группа добровольцев из «Реставроса». Молодежь из больших городов уже не первый раз приезжает в старинную северную деревню и помогает местному приходу и плотницкой артели. Во время одной из поездок помогали в уборке старого погоста и наведении порядка в древних храмах, затем ребята активно участвовали в строительстве новой церкви.
Сейчас в центре внимания было восстановление Макарьевской часовни из деревни Забивкино. Во время последней поездки был изготовлен тёс (ложёный) для крыши часовни Забивкино, а также окорено некоторое количество леса (бревен) для часовни из деревни Зашондомье.
Следует отметить, что в работах принимали участие не только мужчины, но и девушки. Одна из участниц поездки на Каргополье Дарья Свистова поделилась на своей странице «Вконтакте» впечатлениями и размышлениями.
Дарья пишет: «Катишься по полю — перекатываешь на языке слова: «охлупень», «скобель», «артель». Если хочется, чтобы разлился внутри мир сказочного традиционного севера — надо говорить словами деревянного зодчества.
Когда Александр Матюхин из Артели Архангело начинает рассказывать, для меня это — та самая живая традиция, о которой все говорят. Быть волонтёром тут – значит быть чуточку причастным к архаике, но очень живой, честной, настоящей.
За пару дней в Архангело я получила то, чего не хватало когда-то в архитектурном институте, хотя мудрые наши педагоги приобщали нас к работе своими руками и работе с материалом. Но и этого мало. Оказывается, чтобы ощутить масштаб и величество деревянной архитектуры, надо своими руками, своей спиной, своими усилиями понять, какими ресурсами и умениями надо располагать, чтобы построить хоть маленькую часовенку. И это открывает совершенно новый мир.
Устройство избы кажется простым. В каждом бревне вытёсывают часть так, чтобы образовавшаяся чаша и продольный паз обнимал ниже лежащее бревно. Врубка и вылет брёвен на углах.
Но как корить лес, чтобы использовать его для такого строительства? Не рубанком, а скобелем. С бревна снимается кора и мягкий луб. Размокшие весенние сосны иногда от прикосновения скобелем. брызжут смолой прямо в лицо. Часть ствола ближе к корню — комель — сложней всего поддаётся окорке. Иногда приходилось просить ребят корить лопатой, чтобы справиться с особо сложным участком.
В Архангело целая россыпь храмов, часовен и домов, в которые хочется всматриваться после первых часов работы с деревом. Смотришь окорку, узлы, брёвна. Сретеньево-Георгиевский храм — с летящим восьмериком. Михайловский храм — с огромным пространством внутри.
На высоком лбу берега стоит новый храм, который спроектировал Александр Матюхин и строил, руководя артелью. На камнях фундамента лежит береста, а на ней — сруб. Видны окошки-продыхи (в полбревна) подклета. И уже издалека видно, что главка вся из лемехов. Можно больше ничего не говорить об этом храме, потому что этого достаточно для восторга.
И вот это всё — бархатное тепло пребывания в Архангело. С вечерними застольными посиделками, ярким меняющимся небом и блеянием животных. Как будто вписались на пару дней подмастерьями — прирастаешь к скобелю, перекатываешь на языке охлупень-полотенце-разнопаз-артель, осваиваешь тонкости ложёного тёса. И внутри всё освещается».
Фото: Виктор Лобажевич, рисунок Дарьи Свистовой