Человек, который печет просфоры

Трогательный фоторепортаж о послушании просфорника со странички храма Пресвятой Богородицы в деревне Казаково Каргопольского района. Текст, фото — Марина Банга: 

 

Хлеб в Церкви — символ Христа. 
Об этом сказал Сам Господь: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). 
Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. 
Без Литургии не может жить Церковь. 
Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. 
Значит, место, второе после храма, – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии. 
Послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. 
О своем послушании по благословению игумена Феодосия нам рассказал просфорник Геннадий. 

Сам Геннадий — человек добрый и открытый. К вере пришел не так уж давно, чуть более 15 лет назад. Помогла ему в этом супруга Ольга, тогда еще невеста… А уже сегодня в этом богоугодном деле Геннадию помогает его дочка Машенька. 

О своем послушании рассказывает как-то по-душевному просто, с теплотой… «Как же без веры-то! Без веры никуда! Приезжаю в просфорню, молюсь, потихоньку делаю свое дело. Некогда о плохом думать!» 

Слушая вековые истины простого русского человека, наблюдала, как сильные мужские руки мнут тесто, а потом с какой нежностью просфоры выкладываются на противень. Завораживает…
Для приготовления теста берется самая лучшая пшеничная мука, в нее добавляют соль и закваску из дрожжей и замешивают на чистой воде. 
Далеко не всякая мука сгодится. Только высшего сорта. 
Второй секрет – вода. От ее чистоты и вкуса во многом зависит качество готовой продукции, а если учесть, что вкус воды везде разный, то и просфоры будут на вкус везде разные. 
Третий секрет – это четкость и слаженность действий. 
Просфора должна получиться красивой, золотистого цвета, с ароматной хрустящей корочкой, которая сохраняет влагу и не дает быстро высохнуть. 
Оборудование для перемешивания и раскатывания теста и выпечки можно использовать то же самое, что и в хлебопекарной промышленности. А можно делать и вручную – зависит от потребностей и возможностей. 
Нужно взять муку высшего сорта, так называемой крупчатки. Крупчаткой называется пшеничная мука самого тонкого помола, прошедшая через самое мелкое сито. Ее в старину иногда еще называли конфетной мукой. 
На дно посуды (раньше это была деревянная бочка, а сейчас может быть и кастрюля из нержавеющей стали) наливают немного святой воды, затем насыпают муку и, заливая кипятком, перемешивают до получения однородной массы. Запарка придает эффект сладости и стойкости против заплесневения. 
Потом, после охлаждения добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи. Когда тесто начнет подходить, добавляют оставшиеся граммы муки и снова всё тщательно перемешивают. 
Подошедшее тесто выкладывают на стол и раскатывают на полотно нужной толщины. Раскатка возможна как вручную тяжелой скалкой, так и с применением специального оборудования. В результате раскатки нужно получить однородное не рыхлое тесто, похожее на рушники. 
После раскатки минут десять тесто должно улежаться, накрыть лучше всего клеенкой. 
Следующий этап – резка на кружки. При этом нижняя часть делается больше, а верхняя – меньше. Нижнюю часть поправляют руками, придавая ей желанную форму, покрывают плотной тканью (можно полотенцем) и клеенкой и выдерживают около получаса. Вот здесь нужно быть внимательным – следить, чтобы тесто не пересохло, иначе потеряется и вкус, и форма просфор. 
На предварительно смазанный тонким слоем натурального воска (еще один секрет бесподобного аромата) противень укладываются готовые нижние части просфор. Воск не такой жирный, как масло, и он не оставляет следов на просфоре. А на верхнюю часть проставляют печать соответствующего размера. Эти печати, как правило, у всех монастырей разные и являются еще и признаком той или иной просфорни. 
После того, как готовы верхние и нижние части, осуществляется их склейка. При этом место смачивается водой и слегка прижимается, но так, чтобы не повредить печать. 
Затем обе части прокалываются иглой, чтобы выпустить воздух и предупредить образование пустот, обеспечивая максимальную плотность готовой просфоры. 
Металлический противень с просфорами отправляют в горячую печь и пекут до готовности. Просфоры должны приобрести золотистый цвет. Постоянно нужно проверять, чтобы не подгорели. 
И даже если всё до мелочи соблюдать, каждый раз всё будет чуточку по-другому. Потому что не бывает в природе одинакового взаимодействия натуральных компонентов, да и внешние причины также влияют на результат. 
Творите, и да поможет вам Бог! 

Возвращаясь домой, шла и думала: какой же это тяжелый труд — работа в просфорне! Ведь нельзя ни на минуту отвлечься, доделать «потом». А нужно все мирское оставить за порогом, помолившись и часов 6-8, не покладая рук, трудиться, зная, что твой труд так полезен другим. 
Все наши беды — от незнания и неверия. Если бы все люди и на всех постах работали так, как работают и верят просфорники, народ жил бы в благоденствии, и земля бы вокруг благоухала. Не было бы ни войны, ни разрухи. Некогда было бы маяться «ерундой». Поля бы были усеяны не минами и осколками, а сортами отборной пшеницы и ржи. 
Дай Господь дожить до этого в скором времени, и чтобы дети наши наслаждались запахами свежевыпеченного хлеба!

 

1 комментарий:

  1. Татьяна

    Моя бабушка, ныне покойная, Царствие ей Небесное, выпекала просфоры. Помню в детстве и полотняной мешочек с печатями. И русскую печь. И этот Божественный аромат…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *