На странице одного из храмов Онежского благочиния (храм Пророка Илии, д. Большой Бор) размешена информация Татьяны Никитаевой, жительницы Онеги, посетившей со знакомыми старинные деревеньки.
Размещаем информацию на странице Епархии. И унас появилась возможность заочно посетить эти красивые, удивительные места.
«Писцовая книга — перепись 1561 года деревень и урочищ теперешнего Онежского района. Составлена она нашим земляком Никитой Яхонтовым в далёкое лето 7069, в нашем исчислении в 1561 году, т.е. 460 лет назад.
Интересно окунуться в историю края, почитать и увидеть землю, которую сегодня мы считаем своей, его глазами. Чтобы сравнить, что-то для себя прояснить, может быть, более глубоко понять.
Сегодня, 20 марта 2021 года мы прошли тем же путём, что и Никита Яхонтов в далёком 1561 году, нет уже многих населённых пунктов описанных им, другие слились и получили другое название, но деревни «Поле и Сырья» сохранились во времени. Как и другие святые места они притягивают людей. Приезжают из других мест волонтёры, московский Сретенский монастырь уже около 10 лет оказывает помощь в восстановлении.
Ступая в ту или другую, деревню всегда возникает ощущение, что тебя здесь давно ждали. Здороваются незнакомые люди, приветливо кивают деревья, старенькие церкви обволакивают многовековой намоленной аурой. Как будто попадаешь в безвременье…
Деревня Большой Бор.
«Волостка Чюхчин Бор на речке на Кодине, а в ней деревни тяглые:
дер. Филипповская, дер. Оксентьевская, дер. Карповская, дер. Вахневская, дер. Осташевская, дер. Левковская, дер. Парфёновская, дер. Власовская.»
(Н. Яхонтов, 1561год)
«Чюхчин или Чухчин бор», старое название Большого Бора. До прихода переселенцев это было поселение чуди, которых скорее всего привлекли сюда соляные источники. По мере возникновения тракта, который торили купцы к морю и в сторону Обозерской, а паломники к Соловецкому монастырю, быстро шёл прирост населения. Жить возле большой дороги было выгодно, Чухчин Бор богател, несколько лошадей и коров в хозяйстве было нормой.
И сегодня сохранились двухэтажные дома, свидетели былого расцвета. Восстановлена Ильинская церковь. Рядом церковь Георгия Победоносца нуждающаяся в помощи. На сегодняшний день осталось около 150 жителей. Ни о какой скуке разговора нет, любовь к селу сквозит в каждом слове. Собираются в клубе, рукодельничают, обсуждают планы по улучшению жизни села, помощи церкви.
Деревня Поле.
«Волостка Поле на реке на Кодине, а с ней деревни тяглые – дер.Савинская, дер. Фофановская, дер. Есинская, дер. Каруса Каневская, селище на месте деревни Нахойкола» (Н. Яхонтов, 1561год)
Год образования прихода неизвестен, но несомненно, что он древний, так как в старой Богоявленской церкви, сгоревшей 22 ноября 1846 года, один из антиминсов был освящён в 1600 году.
В 18 веке в документах упоминается Польский приход, который состоял тогда из двух деревень – Поле (Есинская) и Курсановская (Усолье).
Это высокое, незатопляемое паводковыми водами место, здесь же расположен соляной источник.
В Польском приходе в 19 веке было две церкви, погибшие в пожаре 1846 года. Перевезённая вскоре на их место церковь из Сырьи тоже сгорела в 1851 году. На всем миром собранные деньги возвели новую церковь Богоявленскую, которая сохранилась до наших дней.
Дом И. М.Попова, построенный в 19 веке, находится сегодня в аварийном состоянии. В нём два этажа, состоит он из четырёх срубов. Рядом крестообразная 12-гранная беседка.
На 1920 год в деревнях проживало 778 жителей, дворов – 190. Сегодня в деревне около 30 человек.
Здесь нас встречал Казаков Владимир Иванович, мы поднялись на колокольню, постояли в тишине Богоявленской церкви, побывали в доме Попова, прониклись атмосферой.
Деревня Сырья.
Деревня Сырья занимает вершину высокого холма, возвышающегося над широкой болотистой поймой реки Кодины.
На месте Сырьи в XIV веке была основана пустынь, затем древнейший монастырь на Онеге. Сейчас на его месте стоят деревянная Никольская церковь XIX века и часовня поздней постройки. Если подняться на колокольню Никольской церкви, то на востоке, в 7 км, будет видно д. Поле и церковь Богоявления, а на западе, в 10 км, – д. Мондино с Троицкой церковью.
1658 год стал «закатом» Сырьинского монастыря — он был вновь преобразован в пустынь и приписан к заложенному патриархом Никоном в 1657 г. Крестному монастырю на острове Кий в Белом море. Волевым решением патриарха сырьинские монахи стали и первыми насельниками монастыря на Кий–острове. Среди них известен некий старец Пахомий, которого Никон послал на Кий–остров «…чертёж чинить…».
В ноябре 2017 года уже посещала эти места. Спустя небольшое время заметны разительные перемены – стараниями жителей, волонтёров, других неравнодушных людей проделана огромная работа по восстановлению СВЯТЫНЬ.
Воистину неисповедимы пути Господни, так на смену утраченным, совершенно немыслимыми путями пришли новые – колокола Богоявленской церкви деревни Поле. Их подарила англичанка.
Если сидишь дома, то не особо и заметишь, а когда ты в пути, в дороге видишь –возрождается Русь Святая».
Источник: https://vk.com/bolshoybor_hram