ЕСТЬ В РОССИИ ДЕРЕВЕНЬКИ, ЧТО ОТ МИРА ДАЛЕКИ..

          На странице одного из храмов Онежского благочиния (храм Пророка Илии, д. Большой Бор) размешена информация Татьяны Никитаевой, жительницы Онеги, посетившей со знакомыми старинные деревеньки.

Размещаем информацию на странице Епархии. И унас появилась возможность заочно посетить эти красивые, удивительные места.

«Писцовая книга — перепись 1561 года деревень и урочищ теперешнего Онежского района. Составлена она нашим земляком Никитой Яхонтовым в далёкое лето 7069, в нашем исчислении в 1561 году, т.е. 460 лет назад.

Интересно окунуться в историю края, почитать и увидеть землю, которую сегодня мы считаем своей, его глазами. Чтобы сравнить, что-то для себя прояснить, может быть, более глубоко понять.

Сегодня, 20 марта 2021 года мы прошли тем же путём, что и Никита Яхонтов в далёком 1561 году, нет уже многих населённых пунктов описанных им, другие слились и получили другое название, но деревни «Поле и Сырья» сохранились во времени. Как и другие святые места они притягивают людей. Приезжают из других мест волонтёры, московский Сретенский монастырь уже около 10 лет оказывает помощь в восстановлении.

Ступая в ту или другую, деревню всегда возникает ощущение, что тебя здесь давно ждали. Здороваются незнакомые люди, приветливо кивают деревья, старенькие церкви обволакивают многовековой намоленной аурой. Как будто попадаешь в безвременье…

Деревня Большой Бор.

«Волостка Чюхчин Бор на речке на Кодине, а в ней деревни тяглые:
дер. Филипповская, дер. Оксентьевская, дер. Карповская, дер. Вахневская, дер. Осташевская, дер. Левковская, дер. Парфёновская, дер. Власовская.»

(Н. Яхонтов, 1561год)

«Чюхчин или Чухчин бор», старое название Большого Бора. До прихода переселенцев это было поселение чуди, которых скорее всего привлекли сюда соляные источники. По мере возникновения тракта, который торили купцы к морю и в сторону Обозерской, а паломники к Соловецкому монастырю, быстро шёл прирост населения. Жить возле большой дороги было выгодно, Чухчин Бор богател, несколько лошадей и коров в хозяйстве было нормой.
И сегодня сохранились двухэтажные дома, свидетели былого расцвета. Восстановлена Ильинская церковь. Рядом церковь Георгия Победоносца нуждающаяся в помощи. На сегодняшний день осталось около 150 жителей. Ни о какой скуке разговора нет, любовь к селу сквозит в каждом слове. Собираются в клубе, рукодельничают, обсуждают планы по улучшению жизни села, помощи церкви.

Деревня Поле.

«Волостка Поле на реке на Кодине, а с ней деревни тяглые – дер.Савинская, дер. Фофановская, дер. Есинская, дер. Каруса Каневская, селище на месте деревни Нахойкола» (Н. Яхонтов, 1561год)
Год образования прихода неизвестен, но несомненно, что он древний, так как в старой Богоявленской церкви, сгоревшей 22 ноября 1846 года, один из антиминсов был освящён в 1600 году.

В 18 веке в документах упоминается Польский приход, который состоял тогда из двух деревень – Поле (Есинская) и Курсановская (Усолье).
Это высокое, незатопляемое паводковыми водами место, здесь же расположен соляной источник.

В Польском приходе в 19 веке было две церкви, погибшие в пожаре 1846 года. Перевезённая вскоре на их место церковь из Сырьи тоже сгорела в 1851 году. На всем миром собранные деньги возвели новую церковь Богоявленскую, которая сохранилась до наших дней.

Дом И. М.Попова, построенный в 19 веке, находится сегодня в аварийном состоянии. В нём два этажа, состоит он из четырёх срубов. Рядом крестообразная 12-гранная беседка.

На 1920 год в деревнях проживало 778 жителей, дворов – 190. Сегодня в деревне около 30 человек.

Здесь нас встречал Казаков Владимир Иванович, мы поднялись на колокольню, постояли в тишине Богоявленской церкви, побывали в доме Попова, прониклись атмосферой.

Деревня Сырья.

Деревня Сырья занимает вершину высокого холма, возвышающегося над широкой болотистой поймой реки Кодины.

На месте Сырьи в XIV веке была основана пустынь, затем древнейший монастырь на Онеге. Сейчас на его месте стоят деревянная Никольская церковь XIX века и часовня поздней постройки. Если подняться на колокольню Никольской церкви, то на востоке, в 7 км, будет видно д. Поле и церковь Богоявления, а на западе, в 10 км, – д. Мондино с Троицкой церковью.

1658 год стал «закатом» Сырьинского монастыря — он был вновь преобразован в пустынь и приписан к заложенному патриархом Никоном в 1657 г. Крестному монастырю на острове Кий в Белом море. Волевым решением патриарха сырьинские монахи стали и первыми насельниками монастыря на Кий–острове. Среди них известен некий старец Пахомий, которого Никон послал на Кий–остров «…чертёж чинить…».

В ноябре 2017 года уже посещала эти места. Спустя небольшое время заметны разительные перемены – стараниями жителей, волонтёров, других неравнодушных людей проделана огромная работа по восстановлению СВЯТЫНЬ.

Воистину неисповедимы пути Господни, так на смену утраченным, совершенно немыслимыми путями пришли новые – колокола Богоявленской церкви деревни Поле. Их подарила англичанка.

Если сидишь дома, то не особо и заметишь, а когда ты в пути, в дороге видишь –возрождается Русь Святая».

Источник: https://vk.com/bolshoybor_hram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *