Епископ Александр: «Мы живем, думаем и делаем не на 100% от того, что о нас задумал Бог»

Проповедь в Неделю Адамова изгнания в храме святого Архистратига Михаила, г. Мирный:

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Сегодня —  последний день перед началом святой и спасительной Четыредесятницы. В это воскресенье мы вспоминаем изгнание из рая наших прародителей – Адама и Евы.

Что же такого произошло в раю с первыми людьми и почему история их грехопадения имеет к нам самое непосредственное отношение?

 Человек предал создавшего его Бога, предал своего ближнего — того, кто был рядом  с ним. И предал – сам  себя «передал» —  из рук Божиих  в руки дьявола. Разве это не то же самое, что происходило всю историю человечества и происходит до сих пор?

Люди из рук Божиих сами передают себя в руки нашего врага, выбирают такой образ жизни, который предлагает нам враг рода человеческого. Главной целью и смыслом своей  жизни человек ставит комфортное существование. Обычно —  за счет других, в борьбе с конкурентами.

Наивным было бы думать, что грехопадение первых людей не имеет к нам никакого отношения:  а мы сами разве не грешим? Но мы грешим и повторяем то, что сделали в раю Адам и Ева.

Первые люди опытно знали, что такое добро – Бог — и имели теоретическое представление о зле. Но вы же понимаете что, «знать о том, что есть зло» и «совершать его» — это не одно и то же.

Сегодня можно услышать от некоторых «лукаво думающих», что Господь специально для Адама и Евы такое «искушение» в раю насадил, с которым они не справились, как заминированная песочница: «Вот, везде детки играйте, а ее не трогайте».

Нет, это совершенно не так.

Древо познания добра и зла позволяло человеку выражать через послушание свою любовь к Богу. Своим видом оно напоминало человеку о возможности совершить зло. И если человек этого не делал, не прикасался к этому древу, он был послушен Богу, делал то, к чему был Богом призван.

 Но в раю было и еще одно древо – Древо жизни, вкушая от его плодов, человек должен был наследовать вечность. Но совершив грех и продолжая  находиться в раю с испорченной грехом природой, человек стал способен увековечить этот грех. Да не будет так! И Господь был вынужден от древа жизни  человека убрать, изолировать, чтобы грех не был вечным.

 Адам прожил 930 лет, потому, что вкушал плоды от древа жизни, Мафусаил – больше тысячи (только вдумайтесь: 10 веков).  Нам и 80-90 летние люди кажутся долгожителями, не говоря уже о совершенных по нашим меркам рекордсменам – столетним людям. Но вот Авраам с женой в возрасте более 100 лет родили первенца. Почему? Потому что Богом в человеке заложена вечность, мы с вами призваны к тому, чтобы жить вечно. Но мы были посланы сюда, на Землю для исправления, потому что имеем поврежденную грехом природу.

 Вроде бы мы смотрим на себя: руки-ноги работают, мы даже способны на кое-какие спортивные достижения. Что же ущербного или поврежденного в нашей природе? А выражается эта поврежденность в удобопреклонности ко греху.

Грешить нам удобнее, чем быть добродетельными. Для того, чтобы делать добро, надо напрягаться: постоянно быть во внимании к себе, работать, трудиться.

 А чтобы согрешить,  достаточно расслабиться: и вот мы уже согрешаем и делом, и словом, и помышлением.

Такое наследство мы получили от Адама.

Но не будем спешить осуждать нашего праотца и нашу праматерь, потому что нам надлежит не только  наследовать  от них удобопреклонную ко греху природу, но и учиться Адамову покаянию.

Для этого нужно трудиться: не просто констатировать те или иные греховные мысли, поступки, а в первую очередь изменить свое отношение ко греху.  Если мы еще утром были согласны с тем или иным грехом, который становился нашей привычкой, то уже сегодня днем надо начинать трудиться над исправлением, переставать соглашаться грешить. И обязательно просить у Бога прощения и помощи.

И это особое время Великого поста – упражнения в покаянии – начинается  с прощения. С самого главного, о чем мы ежедневно просим у Бога в молитве «Отче наш». Мы просим Господа так простить нас  — «оставить нам согрешения наши» — как мы сами прощаем других людей. Другими словами, если мы не прощаем, значит, мы не хотим прощения себе?

Но ведь никто не хуже нас. И даже неверующие,  не христиане – не хуже нас. Потому что они хотя бы честно не верующие.

А мы называем себя христианами, приходим в храм, но что меняется от этого в нашей жизни или в нашем отношении ко греху? Мы зачастую живем так же, как живет не верующий человек, только он при этом честен, а мы – нет.

Мы не должны осуждать, как говорится  в сегодняшнем апостольском послании, никого:  ни того, кто постится, ни того, кто не постится. Осуждать нужно себя. Осуждать за то, что мы не представляем из себя такого человека, каким нас задумал Господь.  Мы не воплотили в жизнь Его замысел о нас: мы все время живем, думаем и делаем не на 100% от того, что могли бы…

 Пусть святое время Великого поста будет для нас тренировкой к тому, чтобы хоть немножко соответствовать замыслу Божию о каждом из нас. Но для этого нужно потрудиться, напрячься.

И сегодня потрудимся начать наше исправление с того, чтобы простить не только умом, языком, но и сердцем тех людей, кого нам простить трудно. Тех, про кого мы думаем, что простить бы  надо, но сердце нет-нет,  да и  напомнит нам впечатление от обиды.

Потрудимся над этим.

И даже если не получается сердечного прощения, пусть получится хотя бы прощение словом или улыбкой. Но  чтобы это не было лицемерием, попробуем в этот момент помнить о том, что сами мы не можем даже простить ближнего так, как положено. Если в этот момент мы осудим себя, а не его – все будет правильно.

А если мы будем говорить «прости меня» и при этом думать: «Вот, какой я хороший: я все-таки сказал, что прощаю», то  это – лицемерие.

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры буду ждать здесь, в нашем храме, дабы замечательным богослужением с чином прощения мы с вами начали святую Четыредесятницу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *