Епископ Александр о предназначении женщины

Беседа в трапезной епархиального управления с церковными труженицами кафедрального собора в день обретения мощей блаженной Матроны Московской. 8 марта 2019 года:

Почему я думаю, что с женским днем можно поздравлять женщин? Потому что в очередной раз можно напомнить им о том, что значение женщины и ее роль в жизни человечества уникальны. Хотя бы уже потому, что мы, мужчины, рожать не можем, а вы, женщины,  можете.

И каких бы достижений: научных, экономических, человечество не достигло благодаря великим мужчинам (у нас их действительно много), но без женщин, которые могут рожать детей, оно бы просто перестало существовать. Но женщины были созданы Богом не только для этого.

Если мы ознакомимся с исследованиями текста книги Бытия, то узнаем, что мы читаем уже как минимум четвертый по счету перевод Библии: в древнего иврита – на греческий – с греческого – на церковно-славянский, с церковно- славянского на практически современный русский язык. И есть риск, что прочитав в первых главах книги Бытия слова «сон», «помощник», «ребро» мы рискуем понять буквально то, что там говорится о сотворении первых людей.

Допустим, мы читаем: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И думаем, что это не очень правильно, ведь обычно предполагается, что «помощник» обладает равной силой, или даже физически сильнее того, кому он помогает. А мужчина сильнее женщины, значит, ему нужна не только физическая помощь. А если поточнее попробовать перевести слово — «помощник» с иврита,  то его значением будет «восполняющая бытие».

В античности существовал миф об андрогинах, которые когда-то были созданы частью одного целого и теперь ходят по свету, ищут друг друга – свои половинки.

Это красивое и поэтичное, но не православное и не точное объяснение, потому что библейское слово «ребро» также переводится как «грань». Получается, что женщина – это грань мужчины, еще одна его сторона. 

Когда я рассказывал об этом сегодня нашим поварам, они задали мне очень точный вопрос: а как Адам узнал, что Ева – «кость от костей его и плоть от плоти его» (см. Быт. 2:23), кто сказал ему об этом? Ответ — никто. В женщине, которую Господь подвел к нему, Адам сам увидел как бы себя, но и не самого себя одновременно: это была другая его «грань», другая сторона его самого.

И те мужчины и женщины, которые по любви создали свои семьи и любят друг друга, наверно, подтвердят мои слова: в объекте любви они видят самих себя, но не отождествляют объект любви с собой.

Никто не говорил Адаму, что это его жена, а он сам, увидев Еву, дал ей такое точное имя – Ева, «матерь всех живущих», производящая жизнь. Вот в этом назначение женщины – восполнять бытие, давать жизнь.

В другом месте Писания говорится: «и оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину (Быт 2:24). А дальше Библии уже не хватает слов о супружестве: «тайна сия велика есть» (Еф.5:32).

И вот это единение мужчины и женщины – и есть создание той малой Церкви, главой которой должен быть Бог. Тогда жизнь семьи наполняется смыслом и тогда Господь и Церковь – малая ли, большая ли – одинаково  сообщаются друг другом.

Семья становится телом Христовым.

И поскольку сейчас нет понимания роли и предназначения  женщины, мужчины, ценности семьи, то нет и правильного понимания Церкви.

Люди сейчас не только Церковь воспринимают как организацию, но даже свою семью воспринимают как организацию.

А любая организация (будь то семья, церковь, армия или государство) без Бога не духовна, не имеет высшего смысла.

Как люди говорят о Церкви? «у ВАС там, в церкви». Но если ты – крещеный человек, который когда-то родился в Церковь, приумножил Ее собой, то ты – член Ее тела, вернее – Тела Христова, как говорит о Церкви апостол Павел. Ты сам собой это Тело составляешь, и правильнее будет говорить не «у вас», а «у нас» в Церкви.

Смотрите: потихоньку, от назначения женщины мы переходим к правильному пониманию Церкви и семьи. Потому что нельзя говорить о значении женщины в отрыве от Церкви.

И хотя женщина по отношению к мужчине была создана во вторую очередь, нельзя говорить, что она по сравнению с ним ущербна.

Мы едины перед Богом, равны по значимости и предназначению быть наследниками Царства Небесного, Господь равно изливает Свою благодать и на мужчин, и на женщин. Да, у нас разные природы, но мы – грани одного целого. Заметьте, что на древнем иврите женщина — «иша», а мужчина – «иш». Это местоимение «я» в женском  и мужском роде.

И воплощение замысла Божия при создании женщины мы, люди, реализуем в создании семьи. Но не просто «семьи», а семьи христианской, в центре которой будет Бог. Тогда семья становится малой Церковью.

В сегодняшний день вместе с памятью святой блаженной Матроны Московской поздравляю всех вас, дорогие женщины, с этим государственным, гражданским, по моему мнению давно уже лишенным социально-политического смысла, а потому достойным праздником, чтобы в очередной раз напомнить вам, какие вы у нас замечательные, как мы вас любим. И какое у вас высокое от самого создания мира и до скончания века предназначение – восполнять, наполнять истинным смыслом бытие человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *