Епископ Александр: «Любовь и милость к ближним — единственное, о чем нас спросит Господь на Страшном суде»

Проповедь в храме святого Архистратига Михаила в Мирном 3 марта, в Неделю о Страшном суде:

Всех вас, дорогие о Господе  отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем — Неделей о Страшном суде, как называет этот день Святая Церковь.

Мы продолжаем готовиться к спасительному поприщу Великого поста и предпоследнее перед Постом воскресенье называется так в честь евангельского отрывка, который мы слышали сегодня за Божественной литургией. Притчу о Страшном суде передает нам евангелист Матфей.

Страшный суд – это событие, которое ожидает человечество в конце мировой истории. Но конец мира наступит совсем не так, как его показывают в голливудских фильмах. Это будет не какая-то глобальная техногенная или природная катастрофа. Страшный суд станет результатом жизни человечества вообще и каждого человека в отдельности. И происходящее на нем будет для кого-то страшнее всяких катастроф. 

На этом Суде не будет ходатаев, обвинителей и защитников. Человек сам, своей  жизнью и состоянием души решает собственной  вечную участь.

Своей силой Господь разделит все человечество на две части: «Придите, благословенные, — скажет Он одним, — и станьте одесную, ибо вы накормили Меня, когда Я был голоден; вы напоили Меня, когда Я страдал от жажды, вы посетили Меня в больнице, вы посетили Меня в заключении. Вы оказали Мне милость – становитесь по правую сторону».

 А другим скажет: «А вас я не знаю. Вы не оказали Мне милости, когда Я приходил к вам. Вы отвернулись от Меня, потому что были заняты только своими проблемами, только собой.

 «Да когда же, Господи, – скажут первые, – мы видели Тебя нуждающимся и напоили, накормили или оказали содействие? Мы не видели Тебя».

На что Господь ответит: «Вы сделали это своим ближним  («малым сим» —  как они называются в Евангелии) а, значит, сделали это Мне».

Для праведников стало естественным делом всей жизни помогать ближним, поэтому они и удивляются: «Господи, мы Тебя не видели, мы делали это людям». Но Господь ставит знак равенства между Собой и ближними нашими, то есть всеми людьми.

А другие, — те, кто по левую сторону (в Евангелии – «козлища»)  так же удивятся: «Господи, да если бы мы видели, что это Ты, разве мы не помогли бы Тебе? Ты просто не приходил. А так бы – обязательно: и напоили бы, и накормили бы и все самое лучшее (ну, например, одежду, которая нам уже не нужна), Тебе бы с удовольствием отдали. И продукты из холодильника – половину точно! — мы бы отдали Тебе. Но мы Тебя не видели».

 И Он им скажет в ответ: «Ближним, которые приходили к вам, а вы их даже не заметили, потому что были полностью заняты только собой, вы помогли?»

 Высочайшая степень эгоизма. Мы даже добрые дела умудряемся делать из эгоистических соображений. Мы делаем что-то доброе и в этом момент непомерно любим себя.

Не задумываемся о том, нужно ли это наше «доброе дело», кому мы помогаем в этот момент и зачем.

Человек просто любуется собой и не замечает, как много вокруг него нуждающихся.

Нуждающихся даже не в еде, питье и одежде, а во внимании!

Вот мы приносим в церковную лавку какие-то свои вещи для нуждающихся: чаще – старенькие, реже – новенькие, и говорим: «Ну передайте там… нуждающимся!»

Да, эти люди нуждаются в вещах. Но уже во вторую очередь. В первую очередь они нуждаются в человеческом внимании, в расположении сердца, в том, что они кому-то нужны.

 Мне рассказывала историю одна женщина, которая посещает хоспис, где люди доживают свои последние дни и оттуда уже не выходят сами. Там она встретила двух девочек. Вы ведь знаете, что болеют и умирают не только пожилые, но и молодые, и очень молодые люди.

И вот эти две девочки, которые из-за неизлечимой болезни практически доживают свои последние дни, случайно разговорились с моей знакомой. У них было все: еда, одежда, айпады. Но они ощущали себя никому не нужными.

Женщина – православная христианка  – стала их убеждать в том, что они нужны Богу, ведь Господь, наши святые покровители  и ангелы –хранители всегда находятся рядом.

Как же эти девочки обрадовались! И одна говорит другой: «Я так и знала! Я же тебе говорила, что мы кому-то нужны. Мы – не одни в этом мире». Такая была у них радость.

 Давайте,  вспоминая притчу о Страшном суде, перед началом Великого поста еще раз задумаемся о себе. Господь ведь не спрашивает у человека, был ли он хорошим спортсменом,  успешным бизнесменом, или талантливым художником. Все это для вечной жизни не имеет значения. Имеет значение лишь одно: милосердие.

Господь  даже не спрашивает человека, крещеный он или нет, каждое ли воскресенье ходил в храм, часто ли причащался. Потому что весь церковный образ жизни должен нас привести к тому, что мы будем оказывать милость любому человеку видя в нем Самого Господа.

 Смотрите: Сам Господь ставит знак равенства между собой и человеком, а мы людей «перебираем»: этот – хороший, достоин нашего внимания,  а тот – сам во всем виноват, так ему и надо. Пусть лучше с меня пример берет. Я-то – молодец и делаю все правильно.

Господь нас не делит «по сортам», а мы делим.

Весь наш церковный образ жизни, все наши посты и молитвы, богослужения, участие в Таинствах  — все это должно нас привести к тому, что мы встанем на Страшном суде одесную Бога и Он скажет нам: «вы оказали Мне милость, приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Иоанн Златоуст замечает, что Господь не говорит «вы исцелили Меня», а просто «посетили, когда был болен»  потому что Он не требует от нас сверх того, что мы можем сделать.  Посетили, помолились, что-то принесли – любым способом оказали содействие, явили милость.

 И пусть приближающееся время Великого поста будет для нас временем милосердия. И пусть Всемилостивый Господь поможет нам стать милосерднее, видеть в каждом человеке образ Божий, и, вспоминая притчу о Страшном суде, задумываться о том, по правую или по левую сторону от Царя окажемся мы. Помоги нам, Господи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *