Епископ Александр: «Раскол – болезненный удар по Телу Христову»

Проповедь в кафедральном соборе в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем. Сегодня святая Церковь празднует память святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, избранного поместным Собором Русской Православной Церкви сто лет назад, в 1917-1918 годах и память святых отцов этого Собора.

 

 По слову самого Святейшего Патриарха Тихона при избрании его на патриарший престол, Россию снаружи терзала великая мировая война, а изнутри – не менее сильная смута. Мы вполне можем предположить, что из-за того, что патриарший престол так долго — на протяжении почти двухсот лет после реформ Петра I пустовал — и развилась эта смута, результатом которой явилась Октябрьская революция, которая потрясла всю страну. 

Уже во время работы собора под самыми, на первый взгляд добрыми и справедливыми революционными лозунгами «равенства, братства и справедливости» льется кровь новомучеников и исповедников Российских. Первой в борьбе «за справедливость» страдает Церковь и ее священная иерархия.

И только благодаря избранному Патриарху в это сложное и смутное время наша Церковь  смогла возвысить свой голос, и голос этот был услышан. Про самого святителя Тихона можно с уверенностью сказать, что взойдя на патриарший престол, он взошел на свою личную Голгофу. Недолго пришлось ему быть патриархом. Мы знаем, какой скорбный путь гонений он прошел и как закончил свою жизнь.

Поместный Собор был поистине уникальным явлением: почти половина его участников были мирянами, а вопросы, касающиеся догматов, вероучения в рамках Собора рассматривал Архиерейский совет.

Многие постановления Собора не были воплощены в жизнь, потому что колесо революции — социалистического переворота — подмяло под себя людей. И это коснулось и территории нашей нынешней епархии: Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь должен был стать женским.  В Кожозеро даже была направлена матушка-настоятельница с пятью сестрами, но события революции, гражданской войны и интервенции послужили причиной того, что на долгих 80 лет Кожеезерский монастырь опустел…

И даже создание нашей Плесецкой епархии, как ни странно, является отложенным по времени исполнением постановления поместного Собора, когда было решено все географически большие епархии разукрупнить.  Только с 2011 года стало возможным воплотить в жизнь постановление Собора столетней давности о епархиях.

И сегодня, спустя сто лет после революции, мы видим, как действует враг рода человеческого, как старается он вбить клин между православными церквями, и как матери грехов – гордыне – не находит силы противостоять целый патриархат во главе с Патриархом Варфоломеем. И сейчас ради чьих-то политических амбиций ставится вопрос существования единой Православной Церкви в историческом составе церквей.

По значимости нынешний раскол можно сравнить с великим расколом Церкви 1054 года, когда произошло разделение на Западную Католическую и Восточную Православную Церкви, суть которого в том, что Западная Церковь во главе с римским папой настаивала на своем первенстве власти.

А в Церкви, как мы знаем, существует первенство чести, но не власти.  

В 1054 году восточные иерархи не приняли главенства и власти папы римского, а в ответ на претензии назвали его первым, но среди равных. И тогда церковь разъединилась.

В XXI веке Константинопольский патриарх претендует на власть на территории другого патриархата – нашего, Московского. В Русской церкви он провозглашает восстановление в священническом достоинстве раскольника, анафематствованного в 2008 году. И, кстати говоря, все эти годы константинопольский патриархат признавал тот факт, что человек, возглавляющий так называемый «Киевский патриархат» — раскольник,  а Украинскую церковь возглавляет митрополит Онуфрий.

И тут вдруг такое изменение …

Мы знаем, что по апостольским правилам тот, кто вступает в общение с раскольником, сам становится раскольником. И пока не прозвучали слова покаяния, или несогласия с патриархом Варфоломеем  — значит, вся территория константинопольского патриархата находится в расколе.

И Священный Синод Русской Православной Церкви не просто «запрещает» причащаться в храмах подчинения константинопольского патриархата, а предупреждает о том, что евхаристия, которая совершается в этих храмах,  не действительна.

Тот, кто говорит, что бывший митрополит  Филарет (Денисенко), называющий себя патриархом Киевским, который ввел в заблуждение тысячи людей, тот, кто называет его истинным священником, тот сам оказывается в расколе. Тот, кто считает, что в раскольнических храмах совершается та же самая Тайная Вечеря, которая совершается и в канонических храмах, тоже становится раскольником.

Да, мы видим телевизионную картинку – бородатого человека в облачении, который что-то делает в храме —  «служит».  Но это не Евхаристия. А если кто-то признает «это» Литургией, то он сам становится раскольником. И Константинопольский Патриарх фактически уравнял себя с предателями и раскольниками.

Что, с такой церковью мы можем оставаться едины? Мы что, согласны с людьми, которые такую позицию выражают?

Да, всем людям свойственно ошибаться, и когда ошибается один человек, ему на это указывают. Если  этот человек — умный, он соглашается, кается и все становится на свои места. Но когда ошибку совершает Патриарх и его поддерживает Синод – это уже голос не одного человека, это позиция целой церкви. И пока Константинопольский патриархат сохраняет свою точку зрения, мы признаем, что это чуждая нам позиция по отношению к Богу, к Евхаристии, к Церкви.

С самого первого дня, когда начались движения в поддержку раскольников, наш Патриарх призывает к собранию Собора Православных церквей, чтобы пролить свет на эту ситуацию. Иначе последствия раскола можно будет сравнить только с расколом XI в. на Православную и Католическую церковь.

И этот раскол – болезненный удар по Телу Христову.

Каждое утро мы с вами в «Символе веры» читаем и произносим, что верим «во единую, Святую, соборную и апостольскую Церковь».  Да, мы знаем, что есть храмы, да мы даже ходим туда и там молимся. Но как «верить в церковь»?

Наша Церковь – это не просто «храм» или «люди», которые в нее ходят. Наша Церковь – это Тело Христово, а мы все – члены этого тела, как говорит апостол Павел. Мы верим именно в такую Церковь. И мы не можем быть с тем человеком, кто себя от Тела Христова отрывает, кто это Тело Христово раскалывает,  какие бы цели он не преследовал и какими бы «красивыми» лозунгами не объяснял свою позицию.

Вот такая ситуация сегодня в нашей Православной церкви. И мы должны стоять за чистоту веры. За ее единство. За Православие. За единое Тело Христово.

И да поможет нам в этом Всемилостивый Господь, молитвами Пречистыя Богородицы, молитвами святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, молитвами святых отцов Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, молитвами святых покровителей земли Архангельской и всех святых будем укрепляться и стоять в Православной вере.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *