Епископ Александр о соработничестве Богу и исполнении воли Божией

Воскресная проповедь в храме святого Архистратига Михаила 7 октября 2018 года в Неделю 19 по Пятидесятнице:

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем.

Сегодняшний евангельский отрывок повествует о том, как люди в большом количестве шли за Господом, внимая Его словам. И, по выражению евангелиста, теснили Учителя. По опыту мы знаем, что такое людская толпа:  она может даже не заметить, как снесет с ног оратора и затопчет его.

Господь видит впереди две лодки и рыбаков, которые после рыбной ловли  промывали свои сети. Спаситель просит одну лодку у хозяина – его звали Симон  — и немножко отплывает от берега так, чтобы водная преграда была между Ним, говорящим, и слушающей Его толпой.

Удивительно, но евангелист Лука даже не упомянул, о чем и как Господь говорил с людьми. В этом евангельском тексте мы видим только быстрый диалог и отплывающую от берега лодку,  а в следующем предложении Господь уже обращается к Симону, чтобы тот снова закинул сети. Как странно: как будто бы совсем не важным становится для повествования евангелиста слова проповеди Спасителя.

Но если  мы подумаем о жизни, то поймем, что слова, которые произносит человек, на самом деле менее важны, чем его дела. Мы и сами знаем множество примеров тому, что человек говорит очень важные вещи, и мы даже верим ему. Но когда его поступки свидетельствуют об обратном, то именно поступки, а не слова становятся для нас определяющими: не важно, что человек сказал, важно, что он сделал.

После проповеди  Господь обращается к Симону (потом Он назовет его Петром) и говорит, чтобы они еще отплыли на некоторое расстояние от берега, где хозяин лодки должен по слову Спасителя снова забросить свои сети.

Думаю, что не только мужчины, но и женщины хорошо знают, что лучшая рыбная ловля – на зорьке, а когда солнце хорошо светит, рыба ловится плохо. Тем более, странно ловить рыбу рядом с берегом, тем более – после того, что за ночь ничего поймать не удалось.

Но, как бы мы сейчас сказали «по послушанию» Симон отплывает и закидывает свои сети. Профессиональный рыбак верит совету Сына плотника, Который, по его разумению, ничего не смыслит в рыбной ловле.

И что же он получает? Столько рыбы, сколько он за всю свою рыбацкую жизнь не видел. Даже сети прорывались от такого количества  рыбы: они не были на такое количество рассчитаны и не одна, а две рыбацкие лодки вместе с чудесным уловом начали тонуть. Столько рыбы Симон не ловил никогда…

Посмотрите: Господь попросил у Симона лодку и тот ему ее дал. В ответ на помощь в благовестии слова Божия Господь дает ему столько результатов труда его профессиональной деятельности, сколько и не снилось.

Симон лишь говорит в ответ Христу, что всю ночь они трудились и ничего не поймали, но по слову Учителя он все равно закинет сети. Редко послушание. Особенно если учесть, что Петр – человек уже взрослый, даже весьма. То есть весь его жизненный опыт не помешал ему быть послушным.  

А что происходит  с Симоном и рыбаками дальше? Евангельские слова  просты: «вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк.5:11).

Но представим себе эту ситуацию. Поймать столько рыбы за один раз, сразу получить столько благ земных… И что же профессиональные рыбаки сделали с этим уловом, которого во всю свою жизнь не видели? Они оставили все и пошли вслед за Христом.

 Как бы и нам такое послушание обрести? Хотя бы не «оставлять все», но тоже идти вслед за Господом. И вот это «идти за Ним» поставить в своей жизни на первое место.

 Нет, «оставить все» мы не сможем – сил не хватит.

 Но можно хотя бы потрудиться по призыву Божиему. Господь попросил у Симона лодку – его профессиональный инструмент, с помощью которого рыбак зарабатывает себе  на жизнь — и Симон лодку дал. Господь попросил его отплыть подальше и закинуть сети – и это было исполнено.

 Как часто наше самомнение, наш личный жизненный опыт мешают нам быть послушными Богу, быть помощниками в Его благовести… И как часто можно услышать: «Да читал я это ваше Евангелие, а Бог у меня в душе!» даже среди крещенных, вернее, особенно среди крещеных людей. Крестился человек  и на этом «заканчиваются»  его обязанности перед Богом.

 Пусть сегодняшний отрывок из Евангелия научает нас прежде всего стараться угодить Богу. Многие люди спрашивают: «А как Богу угодить? Как узнать Его волю? Если бы я знал волю Божию, я бы обязательно поступил так, как Господь велит.

А то вот мне непонятно: продавать квартиру или не подавать, ехать куда-то или не ехать? Как бы мне волю Божию узнать: разводиться с женой или дальше с ней жить?»

Хорошо бы нам обрести навык выполнять волю Божию хотя бы в том, то мы точно знаем, что она на это есть… Ну вот например: утреннее и вечернее правило молитвенное соблюдать. Есть на это воля Божия? 

— Есть.

— Выполняем?

Или шесть дней в неделю делать свои дела, а седьмой день посвящать Господу Богу:  молитве, общению с Ним, участию в церковных таинствах.

— Есть воля Божия на это?

— Есть.

— Выполняй.

Так же и с осуждением: не суди. Не осуждай никого, даже если другой человек не прав. Есть воля Божия на это? Господь Сам сказал: «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Если ты читал про это и знаешь — то выполняй!

Простить обижающих нас, вспомнить о бревне в своем глазу и увидеть его – это же точно воля Божия? Точно.

Это очень ценный навык – исполнять волю Божию в том, что мы точно знаем. А если не знаем или сомневаемся – будем молиться и просить Господа открыть ее.

 Если мы потрудимся так жить, то будем как Симон Петр – будем «лодку» свою предоставлять Богу для Его благовестия среди людей, для Его дела спасения и нас самих, и других людей. И получим мы столько наград, что в жизни  своей не видели. Вот только бы не соблазниться нам этими наградами, чтобы быть, как апостолы, которые увидев огромное множество рыб, все оставили и последовали за Христом.

И да поможет нам в этом следовании за Христом Сам Господь молитвенным предстательством Своей Пречистой Матери, предстательством Архистратига Божия Михаила – того, кто особое покровительство имеет над этой землей (и особенно — здесь, где поставлен храм в его честь), молитвами тех святых, чьи имена мы с вами носим, ибо это первые молитвенники и ходатаи за нас перед Господом.

Будем стараться прежде всего угодить Богу. Аминь.

фото: Дионисий Топорков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *