Епископ Александр: «Будем молиться за единство нашей Церкви и за единство наших семей»

Воскресная проповедь в храме святого Архистратига Михаила в Мирном в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, 16 сентября 2018 года: 

Всех вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, поздравляю с малой Пасхой — воскресным днем, и днем памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Память этих святых мы празднуем дважды в году. Первый раз – летом, в июле, в течение Петрова поста. Второй раз – в воскресный день, предшествующий 19 сентября по новому стилю, чтобы благочестивые миряне могли повенчаться церковным браком в день памяти святых покровителей христианского брака.

Казалось бы, не ко всем стоящим в храме людям должен относиться пример этих святых супругов: дети еще не находятся в браке, вдовы и вдовицы по земным меркам уже не состоят в браке, а кто-то вообще не смог найти свою вторую половину…

Но это только на первый взгляд кажется, что житие этих святых – пример только для тех, кто уже находится в браке или готовится вступить в него. Апостол Павел отождествляет семейную жизнь с Церковью. Он так и говорит: «Семья — это малая Церковь» (см. Рим. 16:4) Если спросить нас, из кого состоит «большая» Церковь, мы сразу ответим: «Из нас! Все мы наполняем Церковь собой!»

Но это будет неправильно. Большая церковь состоит из малых церквей – семей.

И когда храмы наполняют только одни женщины или только военнослужащие или только отдельные социальные категории, это неправильно. Храмы должны наполнять семьи

А в семьях есть дети. И дети имеют обыкновение слишком быстро вырастать. Тот, кто имеет своих чад, согласится со мной: глазом не успели моргнуть – а они уже замуж выходя или женятся. 

 Только что пеленали – а он уже школу заканчивает, и смотри-ка: под ручку с кем-то идет. Да и свадьба – не за горами. И вот уже наши дети сами становятся родителями. И происходит все это очень быстро. Молниеносно.

 А умеют ли наши вчерашние дети быть мужьями и женами? Научили ли мы их этому, пока они были маленькими, быть мужем и женой, родителями? Умеют ли они жертвовать собой ради другого, ставить в центр жизни объект своей любви? Научили ли мы женщину быть матерью, воспитывать детей?

Научили ли мы сына нести ответственность не только за себя и свои поступки, но и за поступки всех членов семьи?

 И часто бывает сегодня так, что вступают в брак юноши и девушки. не подготовленные к этому, и понимающие, что значит «любить меня», но не знающие, что это значит — «любить другого»: Бога или ближнего. Невозможно любить невидимого Бога, если не любишь ближнего, которого видишь.

Еще сто лет назад невозможно было представить такого количества разводов, которое мы сегодня спокойно наблюдаем, а ведь до революции разводы были крайне редки. Сейчас по статистике распадаются гораздо больше, чем половина браков и человечество спокойно к этому относится. Более того – с интересом наблюдают за тем, как бракоразводные процессы показывают по телевизору, а в интернете обсуждают, кому сколько досталось при разводе процентов от совместно нажитого, какие условия контракта были выполнены.

О ужас, до чего дошло человечество!

А ведь если относиться к семье, как к Церкви, к чему и призывает нас апостол, к чему призывают нас святые покровители христианского брака, то мы поймем, что не должно распадаться ни семье, ни Церкви.

И масштабы этого распада сегодня даже выходят за пределы государства. Мы видим, с какой болью и с какой жестокостью сегодня в угоду своим политическим или сиюминутным амбициям люди пытаются разрушить нашу Церковь, разорвать ее на части. Они не понимают, что Церковь – это семья.

 Мы сегодня с вами молились за Божественной литургией о единстве Церкви. Это – то же, что молиться о единстве наших семей. 

И как Церковь должна быть в единстве со Христом, так и жена должна быть в единстве с мужем. А дети – это совсем не центр семьи, они лишь завтрашний день родителей. Совсем скоро они выпорхнут из родительского гнезда и совьют свои гнезда. А будут ли они уметь жертвовать собою ради другого человека так, как еще вчера жертвовал собой князь Петр ради княгини Февронии, Феврония – ради Петра, наши дедушки – ради наших бабушек? Давайте будем молиться за единство нашей Церкви, за единство наших семей, будем воспитывать будущих, завтрашних мужей и жен, отцов и матерей в духе любви и верности. Научая их примерам святых угодников Божиих.

Призываю вас любить Бога так, как вы, мужья и жены, любите друг друга и друг друга любить так, как мы любим Бога, и в семейной жизни брать пример с отношений Христа и Церкви. Как муж должен относиться к жене? Быть терпеливым, благосклонным, милующим (всю службу в храме мы только и молимся Богу об одном: «Господи, помилуй»). А задача жены — во всем угождать мужу.

Вот если будут между мужем и женой такие отношения, как между Христом и Церковью, тогда и семьи наши станут крепкими и состоящая из семей Церковь тоже будет крепкой

Будем же молиться об этом, дорогие отцы, братья и сестры, будем прилагать усилия к тому, чтобы сохранять наши семьи, воспитывать наших детей – как будущих мужей и жен, отцов и матерей — в духе любви и верности. Да поможет нам в этом Всемилостивый Господь молитвами святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *